Чтобы не испортить впечатления от недавно вышедшего фильма Imitation Game тем, его еще не видел, но собирается, предлагаю продолжить читать мой пост после просмотра. Тем же, кто остался со мной, хочу сказать, что кинокартина визуально сделана на пять с плюсом. Еще раз убедился, что Камбербеч — один из лучших актеров современности, и ему как никому другому, с его немного «инопланетным» лицом, подходят роли людей неординарных: Шерлока Холмса, Джулиана Асанжа, Франкенштейна, а теперь и Алана Тюринга.
Тюринг, гениальный математик из Кембриджского университета, возглавлял небольшую пеструю команду молодых людей, которые ‘раскололи’ гитлировские шифровальные коды и тем самым спасли миллионы жизней, приблизив капитуляцию Германии, как утверждается в фильме, примерно на два года. Все это было сделано благодаря созданию первого в современном понимании компьютера — машины более мощной, нежели аппарат кодировки “Энигма”, того, что гитлеровцы использовали для составления шифрованных посланий. Одна машина одержала победу над другой, человек бы с такой задачей не справился.
Фильм первокласный, но в нем есть несколько «ляпов» и нелепых преувеличений. Узнать о них можно в Блечли-парком под Лондоном: во время Второй мировой войны это была секретная британская военная база, а нынче музей. Начнем с того, что из фильма можно невольно сделать вывод, что вся бригада Тюринга только тем и занималась, что мешала ему работать. Наушничали у него за спиной, иногда избивали, швыряли различные предметы в его бесценный аппарат. Не совсем ясно как Тюринг/Камбербеч стал руководителем группы. По фильму, он послал письмо самому премьеру Черчиллю, и тот незамедлительно спустил вниз приказ Тюринга не увольнять, а назначить гловой проекта. Что же там, интересно, Тюринг такого написал?
Смешно еще, когда команда Тюринга решает никому не сообщать о том, что им наконец удалось расшифровать сообщение о намеченном немцами нападении на конвой кораблей, везущих из США помощь Великобритании, в котором тысячи людей могут погибнуть. А не сообщать они решили, чтобы немцы не догадались, что их шифры раскрыты и не стали бы их менять. Разве могло бы Шестое управление британской военной разведки МИ6 допустить, чтобы группа чудаков-математиков принимала такие решения? А если бы действительно приняли — их немедленно и навсегда отстранили бы от работы.
В фильме показано, как Тюринг единолично монтирует свою машину с многочисленными вращающимися кружочками, крепит электрокабели, соединяет клеммы. Но это преувеличение: на самом деле руководитель проекта был теоретиком, и, как вам расскажут в Блечли-парке, над его вычислительными машинами трудились десятки инженеров и техников. Еще одна неувязка: в Блечли-парке работало примерно 10 тысяч человек, а бригада Тюринга не насчитывала и десяти. Задается вопрос: чем же занимались все остальные? Из фильма создается впечатление, что все остальные были просто прикрытием работы группы Тюринга, чтобы создать у немецких шпионов впечатление, что раскрытие шифров — очень медленная работа огромного коллектива. Фильм недоговаривает, что, кроме двух машин Тюринга, было построено еще несколько десятков подобных аппаратов, и что послания расшифровывались не только немецкие, но и итальянские, и японские. Сам Тюринг не знал немецкого, кроме двух слов, которые и привели к расшифровке.
До Блечли-парка примерно полтора часа езды из центра Лондона, и я очень рекомендую его посетить всем, интересующихся историей 20 века. Там регулярно проходят часовые экскурсии (только на английском), и это совсем недолго, учитывая размеры комплекса. Есть и бесплатный аудиогид, правда, тоже только на английском. В центральном викторианском штабном здании до конца 2015 года проходит выставка, посвященная съемкам фильма «Игра в имитацию». А в сувенирном магазине, среди прочего, продается серия буклетов для дешифровальщиков-энтузиастов с такими названиями, как «Кроссворды Блечли-парка» и «Содуку Блечли-парка».
В этом музее я с удивлением для себя уяснил разницу между кодом и шифром. Код — это когда за одними словами, цепочками цифр или фразами, прячутся другие слова, цифры и фразы. Так, скажем, НАПАДЕНИЕ НУЖНО НАЧАТЬ ЗАВТРА переводится при помощи словаря, который есть только у передающего и принимающего, в предложение КУПИ НЕМНОГО СВЕЖЕГО МОЛОКА. А шифр — это когда отдельные буквы трансформируются в другие буквы, цифры или пропуски. Так, НАПАДЕНИЕ НУЖНО НАЧАТЬ ЗАВТРА превращается в DFGHHY 478965 HSTYY VJKIIAS VFDRSHG. Любопытно, что первичный тест кандидатов для поступления на работу в Блечли-парк была скорость, с которой они разгадывают кроссворды!
‘Игра в имитацию’ фильм до скукоты политически правильный. Единственная дама коллектива Тюринга Джоан Кларк (Кира Найтли) при поступлении на работу превосходит по скорости решения проблемы самого Тюринга. А как же? В конце фильма выясняется, что она благополучно вышла замуж за военного и стала заурядной британкой. Кларк успокаивает потерявшего после войны почву под ногами Тюринга, говоря ему, что если бы он был заурядным, то не расколол бы коды “Энигмы” и не спас бы миллионы человек. Поскольку он в это время сидит на гормональных препаратах, задача которых — подавить его гомосексуальные наклонности, у зрителя создается впечатление, что он расшифровал эти коды потому, что был голубым.
Судьба важнейшего математика 20 века была трагичной. В начале 1950-х он был осужден за гомосексуализм и поставлен перед выбором: либо два года тюремного заключения, либо принятие гормональных препаратов. В 1954-м Тюринг покончил жизнь самоубийством.
Еще один вопрос возникает у кинозрителя: почему же вся эта история, которая, очевидно, оказала большое влияние на ход войны, почти 60 лет (до выхода на экраны в 2001 году фильма «Энигма») оставалась почти неизвестной? И этому фильм дает хорошее объяснение (в виде речи сотрудника МИ6, курировавшего проект): дело “Энигмы” оставалась под грифом абсолютной секретности до конца 1970-х годов на случай начала других войн и (или) необходимости дешифровки гораздо более сложных кодов.
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…
Когда: 28 ноября, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…