Единственная выставка русского искусства к 70-летию Победы

Арт-фонд Art Russe, основанный в 2012 году российским предпринимателем Андреем Филатовым, проводит выставку «Наследие Второй мировой войны в русском искусстве» в галерее Саатчи. Это первая и, вероятно, единственная выставка русского искусства в Лондоне, приуроченная к 70-летнему юбилею Великой победы. Экспозиция включает в себя работы нескольких поколений советских художников от соцреализма до «сурового стиля»  и стремится показать, как тема мирового конфликта и исторический опыт советского народа времен войны отразились в отечественном искусстве. И, хотя вспоминая советские и российские штампы о Войне, перед глазами нередко встают угловатые пропагандистcкие плакаты или поверхностные фильмы, как раз на эту выставку стоит сходить. Здесь картины не «победителей», а людей, лично прошедших или переживших войну, и в своем творчестве они интуитивно сконцентрированы на главном, оставив шелуху для других площадок и других поколений.

Первое, на что падает взгляд при входе на выставку —  это модель «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной — идеал и символ советской эпохи, созданный для павильона CCСP на Всемирной выставке в Париже.  Постановление Сталина «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года  положило конец  советскому авангарду, то есть «декадентскому и  буржуазному» искусству Малевича, Родченко и Ларионова. На смену пришел соцреализм с героическим культом рабочего и легко считываемыми образами для государственной пропаганды. Но если отбросить политику, то «Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, вдохновленный античными Гармодием и Аристогитоном и Марсельезой с Триумфальной арки. Рядом висит талантливый портрет Сталина кисти Бубнова, в лучших традициях парадного портрета XIX века. Вождь стоит на фоне советского павильона в Париже и, очевидно, задает не только военные, но и культурные ритмы в стране. По иронии судьбы советский павильон располагался прямо напротив павильона нацистской Германии, предвещая грядущую политическую и военную конфронтацию мировых сверхдержав.

Наталья Александрова, заведующая отделом искусства XX века в Третьяковской галерее и, по совместительству, куратор выставки, объясняет, что именно война стала границей двух половин XX века и рубежом новых процессов в искусстве. Поколение, прошедшее все ужасы войны, обладало абсолютной внутренней свободой и правом определять свой выбор самостоятельно. Художники «сурового стиля» отрицали пафос сталинизма и черпали вдохновение  из угрюмой бытовой реальности послевоенной страны. Вместо веры в сверхчеловека — глубокий гуманизм и сострадание к ближнему. В них чувствуется и влияние импрессионистов — Матисса, Пикассо, многие из которых впервые были выставлены в СССР во время «оттепели».

Лица солдат, уходящих на битву за Москву, как негатив чёрно-белой фотографии: то ли посмертные маски, то ли живые мертвецы

«Военная Москва. 1941»  Обросова написана через 45 лет после победы. Лица солдат, уходящих на битву за Москву, как негатив чёрно-белой фотографии: то ли посмертные маски, то ли живые мертвецы. Единственное светлое пятно – белая церквушка на заднем плане. Импрессионистские полотна Ткачевых «У колодца» и Коржева «Воссоединение» создают иллюзию движения и спонтанности, запечатлевают мгновение, где есть и скорбь, и радость, и начало чего-то нового. У Андронова в «Пейзаже  с инвалидом» по-вангоговски яркие пятна полей — раненая земля, перенесшая так много.

Алекей и Сергей Ткачевы. «У колодца»

Вместе с тем, соцреализм и суровый стиль неразрывно переплетаются в работах Моисеенко и Данцига. «Свобода» Моисеенко — это, фактически, автопортрет художника в момент освобождения из немецкого плена.  Полубезумный человек в лохмотьях переступает порог концлагеря и простирает руки вверх,  резкие мазки подчеркивают волнующую энергию этого момента.  Самое монументальное полотно выставки — «И помнит мир спасенный» белорусского художника Мая Данцига, в центре которого «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, окруженная погибшими советскими солдатами. Именно такой увидели оригинальную «Мадонну» в Москве в 1945 году: прекрасная  босая женщина идет по облакам и несет навстречу людям свое дитя. Образ той великой неисчислимой  жертвы, которую наш народ принес в этой войне, и образ спасенной западной цивилизации. Картина, как сложная музыка, ее название — строчка из песни «И помнит мир спасённый», написанной Евгением Винокуровым и исполненной Марком Бернесом.

Самое монументальное полотно выставки — «И помнит мир спасенный» белорусского художника Мая Данцига

Несмотря на наличие выдающихся картин, выставка имеет серьезные недостатки – практически отсутствуют описания, без каталога зачастую не разобрать контекста. Однако она появилась как никогда своевременно.  Выставка сопровождается графическими плакатами, созданными по заказу Министерства информации Великобритании в годы войны, и становятся очевидны параллели между творчеством  и переживаниями советских и британских художников этого периода. По-видимому, военные потрясения и экономические тяготы в жизни любой страны стимулируют спрос на создание позитивных сюжетов и мощных посланий. Но выставка не только бросает вызов упрощенному восприятию военного искусства как «пропагандистского», показав подлинность эмоций, выраженных в этих произведениях. Одна из лучших работ выставки — диптих «Дизертир» и «Прачка» Коржева.  Мужчина под тяжестью переживаний склонил колени перед своей женой.  Они разделены не только физически, простыней, но и эмоциональным расколом. Суровое лицо женщины выражает не только неодобрение, но и, возможно, принятие беспощадной реальности этой ситуации. У каждого из них была своя война.

Не знающие своей истории обречены пережить ее снова. Вряд ли люди, заглянувшие в глаза пленному «Свободы» или бойцам «Военной Москвы», смогут воспринимать войну как инструмент международных отношений. Но, если зажмуриться и не смотреть, то война сразу приобретает популярность, романтику и лоск. Поэтому эта выставка могла бы быть как никогда актуальной именно на сегодняшнем постсоветском пространстве стран-победителей. Но, как всегда и бывает, она проходит в тихой лондонской гавани. И раз так, такой редкий шанс упускать нельзя.

Выставка в галерее Saatchi продлится до 10 апреля >>>

Я благодарю Наталью Горленко за прекрасную экскурсию.

Лена Козловская

Сменив пять стран и городов, Лена обосновалась в Лондоне, получила диплом маркетолога и закончила курсы в Институте искусства Курто. Столица острова, где границы потребления и искусства давно размыты, стала самым правильным местом для этого.

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

22 часа ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

1 день ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

2 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

3 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

4 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

4 дня ago