Happy birthday, dear William!

Если в театральном Лондоне и есть Мекка, то это не Вест-Энд с его яркими огнями, шумными мюзиклами, антрепризными постановками и звёздами любой величины. Настоящее место силы скромно притаилось на южном берегу Темзы. Совершенно невозможно представить, как в конце XVI века, между причалами и складскими помещениями, нашлось место искусству, но в 1599 году на деньги актёров здесь построили театр «Глобус». Среди шести главных акционеров оказался Уильям Шекспир – личность, масштаб которой сложно сопоставить с кем-либо из мировой культуры.

Шекспира с завидной регулярностью наделяют лаврами величайшего писателя, называют национальным поэтом Великобритании, отмечают невероятное влияние на английский язык, но, пожалуй, самой главной его славой всегда будут пьесы. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Укрощение строптивой» и ещё десяток названий знакомы даже тем, кто ни разу в жизни не был в театре или не читал классической литературы, — и большинство спектаклей зрители впервые увидели именно на сцене «Глобуса».

Как и во всем творчестве Шекспира, история названного в его честь театра не обошлась без комедий и трагедий. Первый «Глобус» просуществовал всего 14 лет: в 1613 он сгорел во время постановки «Генрих VII». На восстановление ушёл всего год, но в 1642 пришедшие к власти пуритане закрыли театр, а вскоре и вовсе снесли постройку для строительства доходных домов. «Глобус» пробыл в забвении следующие 350 лет, пока в 1989 году его фундамент, как это регулярно случается с лондонскими историческими зданиями, не обнаружили под автостоянкой.

Крестным отцом современного «Глобуса» стал американец Сэм Уэнамэйкер. Актёр и режиссёр еще в 1970-е создал фонд «Shakespeare Globe Trust», последующие два десятилетия добивался восстановления театра и не дожил до первого спектакля всего четыре года. В 1997 «Глобус» явился абсолютной копией постройки 400-летней давности, вплоть до всех деревянных конструкций из английского дуба и соломенной крыши, разрешение на строительство которой лондонские власти выдали впервые с Великого пожара 1666 года. Правда, в целях техники безопасности среди верхних балок установили разбрызгиватели воды, а на каждом спектакле обязательно присутствует пожарный. По словам сотрудников, чаще всего эту «роль» исполняет один и тот же мужчина, который «сыт по горло нашим Шекспиром».

Сезон-2015 «Глобус» открыл 24 апреля – в день рождения и одновременно смерти Шекспира. Первой пьесой года стал «Венецианский купец», репетиции которого внесли изменения в круглогодичные экскурсионные туры. В чаше театра теперь запрещено фотографировать, зато можно тихо посидеть в ложе, наблюдая за работой режиссёра. Труппа несколько раз монотонно прогоняет один и тот же коротенький эпизод (в пятницу, например, им оказалась встреча Порции с марокканским принцем), но жених в футболке Бэтмена и Ланчелот Гоббо в нетипичной для XVI века кепке делают эти 10 минут наблюдений совершенно незабываемыми.

В целом, на экскурсии дают, скорее, базовую информацию о театре и не пускают за кулисы, но купить билет на неё стоит ради музея. На выставке собрано всё, что имеет отношение к воссозданию «Глобуса»: архивная переписка Уэнамэйкера с пожарными службами Лондона, фотографии с лесоповалов, откуда везли деревья для строительства, реквизит с первых спектаклей и многочисленные модели театра – как образца 1599 года, так и нового, с множественными пристройками, в которых теперь прячутся образовательный центр, музей и крытый зал, где спектакли проводятся при свечах.

А вот на любую постановку оригинального «Глобуса», которые проводятся с апреля по октябрь, идти надо в обязательном порядке. Нестандартные постановки (вроде тех, где зрители и актёры меняются местами, или где действие происходит в целом здании одновременно) сейчас завоёвывают популярность во всем мире, но Шекспировский театр может дать ни с чем не сравнимое ощущение погружения в XVI век. Конечно, на спектакле будет в два раза меньше зрителей, чем 400 лет назад (оригинальный «Глобус» вмещал 3000 человек, современный – около 1600), а в «яме» у сцены столпятся не простолюдины, а работники Сити, но за все три часа «Венецианского купца» избавиться от ощущения старины не удалось ни на минуту. Ярче всего ощущения описали PR-щики театра в рекламном видео, и чувство полного погружения дополняют актёры, выходящие на сцену из толпы – и периодически вытаскивающие с собой кого-то из зрителей, превращая классическую пьесу в небольшую импровизацию. При этом спектакли совершенно лишены технических изысков: музыканты играют вживую, а из освещения в театре установили только базовые прожекторы, имитирующие дневной солнечный свет.

Проблемы, с которыми можно столкнуться в «Глобусе», всего три. Во-первых, пьесы XVI века хоть и адаптированы для зрителей по максимуму, но устаревший английский язык периодически пробивается в репликах (что, впрочем, не сильно мешает восприятию). Во-вторых, отсутствие крыши дарит театру неповторимое обаяние – и никак не страхует от британских осадков. Спектакли играют при любой погоде, так что если вы купили билет в «яму» (а всего за 5 фунтов их, честно говоря, грех не купить), то не забудьте прихватить с собой дождевик на случай «хлябей небесных». А в-третьих, из воссозданной эпохи Реформации вас пару раз в час будут выбивать пролетающие над Лондоном самолеты.

За полгода труппа театра отыграет почти всю Шекспировскую классику: весенние «Венецианский купец» и «Как вам это понравится» в июне сменят «Мера за меру» и «Король Иоанн». Дальше придёт время «Ричарда II», на август-сентябрь запланированы «Много шума из ничего» и «Макбет» — второй, правда, на китайском диалекте. Ещё три пьесы отданы под работы современных авторов: «Нелл Гвин», «Орестея» и «Ересь любви». А в следующем сезоне к 400-й годовщине смерти Шекспира театр предоставит на суд публики масштабное завершения тура «Гамлета», который «Глобус» вот уже второй год возит по миру с целью отыграть легендарную пьесу в каждой стране планеты.


Текст и фото: Дария Конурбаева.

Дария Конурбаева

Родилась и выросла в Москве, проработала три года в бессмысленном и беспощадном российском футболе, а в январе 2015-го перебралась в Лондон по учебе. Пишу и фотографирую, люблю интервью в стиле «Правил жизни», трачу время на просмотр сериалов – и отчаянно борюсь с прокрастинацией. Не представляю жизнь без кофе, хороших людей, чувства юмора, новых городов и поступков в стиле «чёртово безумие».

Новые статьи

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

7 часов ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

1 день ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

2 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

2 дня ago

Путеводитель по рождественскому Эдинбургу: зачем ехать, куда идти, что делать

Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…

3 дня ago

Баденок против бутерброда, мститель из Мэриленда и беженцы из Сирии: о чем спорят в британских СМИ на этой неделе

Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…

6 дней ago