Карикатура как воздух свободы

Собираясь на выставку современного искусства, проходящую в рамках Russian Art Week, под забавным и немножко детским названием Cartoon Like, совершенно не ожидаешь подвоха. В моем виртуальном словаре слово «cartoon» чётко ассоциируется с анимацией, и на экспозиции я предполагала увидеть что-то среднее между музеем мультипликации и современной интерпретацией комиксов.

На деле же всё оказалось значительно глубже. Первое, на что падает взгляд при спуске на нижний этаж лондонской галереи Erarta, – нарисованный портрет Путина с подписью «Ну, погоди!» Чуть левее – плакаты «Welcome to Sochi» с черепом и костями, справа – двухглавый орел, которому будто пару минут назад сделали вскрытие, хотя символ российской государственности всё еще крепко держит в лапах скипетр и державу.

Политических работ на выставке не большинство. Самый масштабный — рисунок Александра Савко, изображающий фривольную сцену с участием полуобнаженной барышни и Микки-Мауса. Но приз зрительских симпатий редакции Russian Gap завоевали работы группы «Синие носы». Русские богатыри, борющиеся на фотографиях с фигурами супрематизма, отлично вписываются в тренд общественных настроений: несколько месяцев назад Патриарх Кирилл заявил, что «Черный квадрат» отражает всю тьму в душе Малевича.

«Откуда он это взял?» — удивился карикатурист, художник, фотограф и со-куратор выставки Леонид Тишков в начале своей лекции в Erarta. Он заметил, что Патриарх здорово привлек внимание к представленным на выставке работам. А дальше почти полтора часа знакомил слушателей с историей советской карикатуры. По архивам журнала «Крокодил» можно учить историю советской пропаганды, но Тишков показывал зрителям работы, многие из которых были опубликованы только через десятилетия после их создания. Подавляющее большинство не без драматического настроя, и почти половину однозначно не стоит смотреть противникам черного юмора. Но все рисунки и наброски передают атмосферу 1970-1980-х: «воздух свободы в несвободной стране» и попытки вырваться из творческих рамок, навязанных политикой партии.

Леонид Тишков

Послевкусие от доклада осталось довольно горькое. Параллельно с показом картин Леонид рассказывал о судьбах художников, многих из которых запрещали к печати. Кто-то за своё творчество отсидел, другие искали разрядку от художественного перенапряжения в алкоголе и не дожили даже до 40. Совсем грустно стало, когда в карикатурах 1970-х начали обнаруживаться параллели с современным обществом и политической системой. А последним слайдом Тишков презентовал рисунок с подписью «Je suis Charlie».

По словам Тишкова, карикатура – один из самых сложных видов искусства. В нем нужно уметь не только рисовать, но чётко видеть и чувствовать настроения общества, а главное – отразить их на бумаге, всегда оставаясь на тонкой грани фола. Выставленные на Cartoon Like работы – не в точности карикатуры, поэтому местами они кажутся не достаточно сатиричными, а где-то — переходящими рамки приличий. Но настроение на них — в точности как последние новости из России: сатирическое, абсурдное и немного щемящее.

Выставка в галерее Erarta продлится до 2 июня и завершится аукционом.

Текст: Дария Конурбаева
Фото: Катерина Никитина

Дария Конурбаева

Родилась и выросла в Москве, проработала три года в бессмысленном и беспощадном российском футболе, а в январе 2015-го перебралась в Лондон по учебе. Пишу и фотографирую, люблю интервью в стиле «Правил жизни», трачу время на просмотр сериалов – и отчаянно борюсь с прокрастинацией. Не представляю жизнь без кофе, хороших людей, чувства юмора, новых городов и поступков в стиле «чёртово безумие».

Новые статьи

«А что, если…?» Художница Даша Лойко-Гриер — о нелинейном восприятии времени, философии искусства и «памяти» о будущем

Расскажи пожалуйста про свой путь в искусстве: как и почему ты решила стать художником? Почему…

2 дня ago

«Зиганул» или не «зиганул» Маск? И другие истории недели

Трамп, Маск и «фашизм 2.0» Британия - страна в плане общественных дискуссий особенная. Она сравнительно…

6 дней ago

Об антивоенном кино, контексте времени и современных героях: разговор Александра Роднянского и Веры Кричевской

Кино, считает Роднянский, отражает смену настроений в обществе лучше любых соцопросов. В этой книге он вспоминает свой профессиональный…

6 дней ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Жемчужины модернизма

Хоумвуд, СуррейThe Homewood Когда архитектору Патрику Гвинну было двадцать четыре, он задумал переделать классический викторианский…

1 неделя ago

Налоговая мобильность: сложность, прозрачность и потрясения нового времени

Актуальность трансграничного планирования Управление налогами, иммиграционными требованиями и международным статусом становится всё более важным в…

1 неделя ago

Премьера спектакля «Исцеление» в Лондоне собрала более £600 тысяч в пользу фонда Gift of Life

«Спектакль «Исцеление» – это, на мой взгляд, история, которая исследует и поднимает очень важные человеческие…

1 неделя ago