Мир, Труд, Лондон: политическая эклектика

Лондон — город большой, но на самом деле — очень маленький. Так получается, что который год подряд я совершенно случайно оказываюсь свидетелем первомайского шествия, хоть и не собираюcь на нем оказываться. Так и сейчас, просто выйдя из Лондонской Школы Экономики, я вдруг очутился в море красных флагов. Предлагаю в этот раз получше взглянуть на лица участников парада.

Конечно, в первую очередь — это различные британские коммунистические движения.

Причем таковых явно несколько, но разбираться в различиях, видимо, удел специалистов.
Однако для зрителей на тротуарах главное в параде это не нюансы названий партий, а красочность и символика, которую не так часто встретишь на улицах британской столицы. Звезда с серпом и молотом редко появляются на входе в станцию Холборн.
Но, пожалуй, самый важный элемент символики — это портреты вождей.
Порой задумываешься, что знает этот милый человек с салатовым пакетиком о Владимире Ильиче.  Вспомнились слова из поэмы «Сами» Николая Тихонова:

Тот далекий живет за снегами,
Что к небу ведут, как ступени,
В городе с большими домами,
И зовут его люди — Ленин.
Он дает голодным корочку хлеба,
Даже волка может сделать человеком,
Он большой Сагиб перед небом
И совсем не дерется стэком.

По сути, портреты вождей выступают как своего рода фетиши и имеют достаточно отдаленное отношение к содержанию тех или иных трудов. Символично, что шествие проходит мимо стен Лондонской Школы Экономики, где имя Маркса, наверное, звучит каждый день, но осмелюсь предположить, что те, кто несут портреты мимо LSE видят Маркса совсем иначе, нежели те, кто сидят в этих стенах.
Еще один фетиш — Че.
Больше всего внимания всегда привлекает портрет Сталина с цитатой о революции пролетариата против капиталистов. Причем я вижу этот транспарант не первый год. Видимо, он пылится где-то на складе, чтобы раз в году выйти в свет. Что это? Провокация? Глупость? Незнание истории… Конечно, портрет Сталина на улицах Лондона очень режет глаз, но с другой стороны, наблюдая за шествием из года в год, понимаешь его маргинальность.
Еще один фетиш — это советская символика. Переходящее знамя переходит до сих пор, но вряд ли его носители показывают высокие показатели в социалистическом соревновании.
Однако, помимо классических коммунистических партий, в колонне идут представители самых разных движений, которые разделяют левые ценности. Например «Лесбиянки и Геи поддерживают Шахтеров».

Перед колонной анархистов шли девушки с транспарантом о сопротивлении микрорайона Sweets Way.

Сами анархисты — ребята серьезные и лиц не показывают… Только кулаки.
Феминистские организации предлагают разрушить патриархальный строй.
Активисты движения Occupy изображают систему классовых взаимоотношений через комиксы.

Дети против эксплуатации детского труда американскими империалистами.
Ну и конечно, куда уж без жилищных проблем.
И без прав мигрантов.
А у некоторых колонн организационная принадлежность не ясна, зато зажигают они по полной.

В этот раз Первомай пришелся на канун выборов, поэтому среди активистов профсоюзов попадались и политические лозунги. Хотя нельзя сказать, что британская повестка дня как-то преобладала.
Дело в том, что как минимум половина демонстрации, а то и больше — это различные национальные левые движения, для которых Первое мая — возможность показать свое лицо широкой аудитории и пройтись по центральным улицам британской столицы.  Вот идут Маоисты.

Иранский совет солидарности призывает пролетариев всех стран объединяться против капитализма, и напоминает, что рабочий класс Ирана живет ниже уровня бедности.
Долой исламский режим в Иране. Этот бы лозунг понравился израильтянам, хоть левые шествия традиционно анти-израильские.
Без палестинского флага тоже не обошлось, правда, я заметил всего один.
Турецкие марксисты-ленинисты наряду с вождями несут портреты Иваны Хофман, которая погибла в Сирии в боях с ISIS.
Вообще турецкие колонны были самыми колоритными…
И самыми упорядоченными.
И турки, и курды знают, что пролетариату нечего терять, кроме своих цепей.

Да, конечно, первомайское шествие в Лондоне — это эклектика лозунгов, символов, портретов и повесток дня. В этом политическом сумбуре есть что-то карнавальное. Однако, если приглядеться к палитре знамен и лозунгов, многие из них не вызывают отторжения: «Мы должны изменить наш мир более чем когда-либо». С Карлом Марксом иногда очень сложно не согласится.

Текст и фото: Григорий Асмолов

Григорий Асмолов

Защитил PhD на факультете Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE). Эксперт в области применения информационных технологий в ситуациях кризисов и природных катаклизмов. Автор и участник проектов «Карта Помощи» и «Виртуальная Рында». В прошлом работал в Мировом Банке, центре Беркмана Гарвардского университета, а также в газетах «Коммерсант», «Новая Газета» и 9-ом канале израильского ТВ.

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

3 часа ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

7 часов ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

1 день ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

2 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

3 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

3 дня ago