Оказывается, автор «Броненосца Потемкина», советский режиссер Сергей Эйзенштейн был неравнодушен к Англии (богатой литературными и драматургическими традициями), и Англия платила ему взаимностью. Здесь Эйзенштейна воспринимали как революционного кинематографиста и крестного отца шекспировской кинодрамы, а его фильм «Александр Невский», например, оказал ключевое влияние на картину Лоуренса Оливье «Генрих V».
Связям Эйзенштейна с Британией, а также влиянию советского режиссера на современную мировую культуру будет посвящен целый фестиваль, который пройдет в Лондоне в следующем году. Главным событием фестиваля станет выставка «Эйзенштейн и Англия», которая откроется весной 2016 в галерее GRAD. На ней будет выставлено около 200 рисунков (многие — впервые), демонстрирующих выдающийся талант Эйзенштейна как художника.
Выставка будет дополнена симпозиумом в Институте Курто, также пройдут образовательные мероприятия и показы шести фильмов Эйзенштейна, включая всемирно известные шедевры «Броненосец Потемкин» и «Иван Грозный». Будет разработано интерактивное мобильное приложение для привлечения новой аудитории, а после Лондона планируется региональное турне выставки по Великобритании.
На прошлой неделе состоялось первое мероприятие в этой серии. Фонд «Кино Классика» (и его попечитель, британская актриса Джастин Уодделл) пригласил друзей фестиваля на показ фильма Сергея Эйзенштейна «Стачка» в лондонском кинотеатре Electric Cinema.
Снятый в 1925 году, этот фильм не нашел большой любви у зрителей из-за слишком сложного, новаторского киноязыка (хотя критики его высоко оценивали). Действие фильма происходит до Революции. По сюжету, на одном из крупных российских заводов рабочий вешается из-за несправедливого обвинения в краже, и это становится толчком к волне гнева рабочих, которые давно страдают от тяжелых условий труда. Они организуют стачку, требуя сокращения рабочего дня и увеличения заработной платы на 30%. Хозяева завода игнорируют требования пролетариев, а их петицией вытирают испачканный ботинок (сцена пирующих хозяев фабрики — одна из самых неприятных в фильме и может посоревноваться даже с финальной, очень натуралистичной сценой разделывания коровьей туши). Фабриканты организуют при помощи наемной шпаны провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют струями воды из брандспойтов. На следующий день, по приказу губернатора, против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление (не брезгуя убийством детей) и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!»
Организаторы фестиваля: лондонские фонд «Кино Классика» и галерея GRAD, а также Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и Театральный музей им. Бахрушина в Москве.
Фото: Катерина Никитина
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…