— How great it is: an unbroken line from Churchill to me, James Cameron!
— …and beyond, I hope!
Британская парламентская монархия – совершенно невероятный феномен. Непосредственно с парламентом история довольно очевидная: его деятельность обсуждают, перед выборами страна немножко заходится в электоральной лихорадке (хотя до американской истерики, конечно, далеко), премьер-министра регулярно не ругает только ленивый. В общем, ничего особенного, даже в сравнении с другими государственными строями.
Всё меняется, когда речь заходит о второй составляющей формы правления. Монархия, казалось бы, уже давно превратилась в бренд, делающий кассы продажами магнитиков, и туристический стереотип, обязующий всех приезжающих в Лондон потаращиться на Букингемский дворец из-за ограды. Королевская семья будто создана специально для развлечения населения: посмотреть пару раз в год на королеву в карете, иногда поиграть на ставках, предугадывая имя наследника, обсудить очередную выходку принца Гарри. На российском телевидении в своё время запустили «Другие новости», стараясь обходиться в них без политики — в Британии для этого же можно использовать главную семью страны.
«The Audience», которую играют в Apollo Theatre до конца июля, показывает изнанку общепринятой трактовки монархии. Преамбула проста: еженедельно Елизавета II принимает в Букингемском дворце действующего премьер-министра. Встречи проходят на протяжении вот уже 60 лет, сказанное за закрытыми дверями остаётся между королевой и лидером правительства. Но спектакль открывает эти двери и ставит на сцене вымышленные диалоги двух главных людей Соединённого Королевства. От сурового Уинстона Черчилля, через Энтони Идена, Гарольда Уилсона, Джона Мейджора, Тони Блэра, до самого Джеймса Кэмерона (и, как с надеждой произносит Королева, — далее) – всего 12 PMs. Короткие зарисовки идеально оттеняют героиню: а в том, что главная роль принадлежит именно Елизавете, сомневаться не приходится даже с появлением на сцене Маргарет Тэтчер.
Главный вопрос критиков: справится ли с «первой скрипкой» Кристин Скотт-Томас. Игравшая королеву в прошлом году (да и вообще большую часть своей карьеры) Хелен Миррен, сейчас прославляет британскую монархию на Бродвее, но её преемница чувствует себя в роли Елизаветы II ничуть не хуже. Успевая за два с половиной часа несколько раз перевоплотиться в разные временные отрезки 60-летнего правления, Скотт-Томас отлично смотрится и только вступившей на престол девушкой, которая вдруг даёт отпор Черчиллю, и железной леди, легко составляющей конкуренцию за этот титул Тэтчер, и уже не очень активно интересующейся политикой, но все такой же острой на язык правительницей, в свои 89 одной фразой сбивающей спесь с Кэмерона.
В конечном итоге оказывается, что «The Audience» — ни в коем случае не спектакль про политику. Это история – долгая, протяжённостью больше чем в половину столетия – про женщину и её отношения с разными мужчинами. Они дискутируют, ссорятся, мирятся – и очевидно уважают друг друга, как в любых здоровых дуэтах. Елизавета II проживает на сцене не столько свою политическую жизнь (хотя во всех вопросах жизни страны разбирается отлично), сколько женскую. Она ученица при Черчилле, друг с Уилсоном, язвительная наставница (хотя по характеру отношений – скорее тёща) для Камерона. Королева по-женски соперничает за внимание не мужчины, но всей нации с Тэтчер – и, черт возьми, однозначно флиртует с Тони Блэром!
Дополнительную искренность спектаклю придают вставки с маленькой, ещё не коронованной Лилибет. Почти в каждой точке своего правления королева встречается на сцене со своим детством, которое капризничает, шалит, ругается с тьюторами – в общем, ведёт себя как нормальный подросток, которому скучно расти в стенах Букингемского дворца.
За свою короткую (всего 3 месяца) жизнь в Вест-Энде пьеса уже успела претерпеть изменения. До апрельских выборов финальным аккордом было прощание королевы и Кэмерона, а уже на следующий день после голосования Питер Морган добавил в сценарий новую встречу Елизаветы и переизбранного премьер-министра.
Сочетание юмора и драмы, которое присутствует почти в каждой лондонской постановке, в «The Audience» отлично отражает суть британского отношения к собственной политической системе. Над премьер-министрами можно смеяться, над Елизаветой – шутить, но в конечном счете её нельзя не уважать и не относиться к ней с почтением. В конце концов, она правит уже при 12 министрах – а значит, Бог действительно хранит королеву.
Текст: Дария Конурбаева
From («Извне»). 2022-... По-настоящему жуткий (после просмотра кое-кто предпочитает спать исключительно с закрытыми окнами!) сериал…
Парк Таун. Оксфорд, 29 октября 2025. Фото: Артемий Левкой На севере Оксфорда, в районе Парк…
LA LETTRE Мило РауКогда: 1 и 2 ноября Фото: Christophe Raynaud De Lage Хедлайнер Voices…
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…