Церемония и политика. Блог Джерри Миллера

27 мая в Вестминстерском дворце прошла самая впечатляющая и красочная церемония в британском календаре –  государственное открытие сессии парламента, которое по пышности и масштабу уступает лишь одному крайне редкому мероприятию – коронации британского монарха. Обычно королева инициирует работу парламента каждый год в начале мая, но на этот раз из-за всеобщих выборов открытие было перенесено на конец месяца, чтобы дать время на формирование нового правительства или, если бы понадобилось, правящей коалиции. Однако, к счастью, консерваторы впервые почти за 20 лет одержали убедительную победу, так что потребность в коалиции, связывающей руки всем партнерам, в нее входящим, пропала.

Как и за любой другой британской традицией, за открытием парламента прячется весьма прагматичное содержание: глава государства, монарх, торжественно едет в здание парламента и в присутствии всех депутатов и лордов оглашает  законодательные планы правительства на ближайшую сессию с мая по апрель. За этим следует обсуждение речи монарха в нижней палате – Общин и верхней – Лордов, то бишь планов  правительства на ближайший год, поскольку на самом деле речь составляет кабинет министров и утверждает канцелярия премьера. Задача же нашей 89-летней королевы в ее мощных очках — по возможности без запинок эти планы огласить.

Britain’s Queen Elizabeth Prince Phillip attend the State Opening of Parliament in the Palace of Westminster in London, Britain, May 27, 2015. REUTERS/Ben Stansall/Pool

В этом году королева открывала парламент в 62-ой раз за время своего пребывания на престоле. Елизавета II Виндзорская два раза пропустила это событие из-за беременности – в 1959 году (принцем Эндрю) и 1963 (принцем Эдвардом). В том случае, когда монарх не в состоянии открыть парламентскую сессию, за него это делает его представитель, как правило, спикер Палаты лордов.

Но начинается все действо с того, что рано утром этого дня отряд королевских стражников в красных с золотым средневековых нарядах спускается с газовыми фанарями в подвалы Вестминстерского дворца (это официальное название здания британского парламента — сказочного псевдоготического комплекса в центре Лондона, известного всем благодаря часовой башне Биг-Бен) — чтобы проверить, не подложена ли там взрывчатка.  Для этого страже каждый год нужно получить специальное разрешение от МВД на ношение открытого пламени в историческом здании. Традиция проверки восходит ко времени Порохового заговора 1605 года, когда группа заговорщиков-католиков во главе с Гаем Фоксом попыталась подорвать здание парламента в день открытия сессии, в то время как монарх Яков I и члены обеих палат в полном составе находились там. Заговор потерпел неудачу, но в церемонию были внесены соответствующие изменения.

Далее, один из видных представителей Палаты общин, обычно так называемый «Большой кнут» (дисциплинарный глава, простым яыком) правящей партии отправляется в Букингемский дворец в виде заложника – чтобы гарантировать благополучное возвращение монарха из враждебного к нему в былые времена парламента. Обычно «Большой кнут» неплохо проводит во дворце время, распивая чай и более крепкие напитки с дворцовой челядью.

Потом в парламент из крепости Тауэр в карете у всего народа на виду везут государственную имперскую корону. Корона должна быть на голове Елизаветы II во время чтения речи. Сопровождает корону в этом путешествии и отвечает за неё жизнью Лорд-камергер, главный распорядитель королевского двора. К слову сказать, по древним законам Англии человеку, примерившему королевскую корону, если он не монарх, полагается отрубить голову. Обычно корона эта хранится в крепости Тауэр вместе с другими королевскими регалиями: скипетрами, мантиями, державами.

В государственной имперской короне около 3000 драгоценных камней, в том числе второй по величине чистый брильянт мира – Куллинан-2 (318 карат) и несколько других важнейших исторических камней, таких как Рубин Чёрного принца и Стюартовский сапфир. Государственная имперская корона с золотыми дужками и вставленной внутрь синей бархатной шапочкой с оторочкой из горностая – довольно тяжёлая, около трёх килограммов весом. Ходят слухи, что Елизавета II вечером накануне визита в парламент носит копию этой короны в Букингемском дворце для практики, чтобы привыкнуть к весу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Джерри Миллер

Джерри Миллер – профессиональный лондонский экскурсовод самой высокой в Великобритании категории «Blue Badge» - «cиний значок». Живёт в Лондоне 26 лет. Джерри пишет статьи и рассказы в жанре вояжной литературы. Автор многочисленных публикаций на темы путешествий в изданиях США, Великобритании и России на русском и английском языках. Он много лет проработал в Русской службе Би-Би-Си, составлял и вёл пользовавшийся большим успехом радиожурнал путешествий по Британским островам «Травелог». В прошлом редактировал путеводители по Лондону издательства «Lonely Planet» на английском языке. Ныне работает постоянным рецензентом самого престижного лондонского справочника ресторанов «Harden’s». Действительный член британского Королевского географического общества. Директор частной специализированной фирмы путешествий по Британским островам "Английский Клуб".

Новые статьи

«Аэростат» Бориса Гребенщикова: свежий выпуск от 13 июля

Выпуски легендарного «Аэростата» Бориса Гребенщикова теперь появляются на сайте «Зимы». Делимся свежим эпизодом от 13…

20 часов ago

Джейн Биркин и ее сумка Hermes

…Ну вот ее и купили. За 10 миллионов долларов или что-то вроде того. Имя счастливого обладателя…

22 часа ago

Поездка на уикенд: гид по прибрежному Фолкстону

Фолкстон-Харбор Начать прогулку по городу стоит с его порта Harbour Arm (Folkestone Harbour Arm). Построенный в 1843…

4 дня ago

В гостях у Бориса и Анны Львовских — создателей дизайн-студии DA bureau

В одном из таких комплексов, с видами на Темзу и здание американского посольства, живут Борис…

5 дней ago

11 книг на лето от Idiot Books

Медленная проза нобелевского лауреата по литературе норвежского писателя Юна Фоссе. Первая книга семитомного философско-поэтического эпоса…

5 дней ago

Новые песни июля — в свежем выпуске «Аэростата» БГ

Как говорил Хубдын Мажтребай: «Слушать музыку завтрашнего дня – это все равно, что мерить температуру…

1 неделя ago