Церемония и политика. Блог Джерри Миллера

27 мая в Вестминстерском дворце прошла самая впечатляющая и красочная церемония в британском календаре –  государственное открытие сессии парламента, которое по пышности и масштабу уступает лишь одному крайне редкому мероприятию – коронации британского монарха. Обычно королева инициирует работу парламента каждый год в начале мая, но на этот раз из-за всеобщих выборов открытие было перенесено на конец месяца, чтобы дать время на формирование нового правительства или, если бы понадобилось, правящей коалиции. Однако, к счастью, консерваторы впервые почти за 20 лет одержали убедительную победу, так что потребность в коалиции, связывающей руки всем партнерам, в нее входящим, пропала.

Как и за любой другой британской традицией, за открытием парламента прячется весьма прагматичное содержание: глава государства, монарх, торжественно едет в здание парламента и в присутствии всех депутатов и лордов оглашает  законодательные планы правительства на ближайшую сессию с мая по апрель. За этим следует обсуждение речи монарха в нижней палате – Общин и верхней – Лордов, то бишь планов  правительства на ближайший год, поскольку на самом деле речь составляет кабинет министров и утверждает канцелярия премьера. Задача же нашей 89-летней королевы в ее мощных очках — по возможности без запинок эти планы огласить.

Britain's Queen Elizabeth Prince Phillip attend the State Opening of Parliament in the Palace of Westminster in London, Britain, May  27, 2015. REUTERS/Ben Stansall/Pool

Britain’s Queen Elizabeth Prince Phillip attend the State Opening of Parliament in the Palace of Westminster in London, Britain, May 27, 2015. REUTERS/Ben Stansall/Pool

В этом году королева открывала парламент в 62-ой раз за время своего пребывания на престоле. Елизавета II Виндзорская два раза пропустила это событие из-за беременности – в 1959 году (принцем Эндрю) и 1963 (принцем Эдвардом). В том случае, когда монарх не в состоянии открыть парламентскую сессию, за него это делает его представитель, как правило, спикер Палаты лордов.

Но начинается все действо с того, что рано утром этого дня отряд королевских стражников в красных с золотым средневековых нарядах спускается с газовыми фанарями в подвалы Вестминстерского дворца (это официальное название здания британского парламента — сказочного псевдоготического комплекса в центре Лондона, известного всем благодаря часовой башне Биг-Бен) — чтобы проверить, не подложена ли там взрывчатка.  Для этого страже каждый год нужно получить специальное разрешение от МВД на ношение открытого пламени в историческом здании. Традиция проверки восходит ко времени Порохового заговора 1605 года, когда группа заговорщиков-католиков во главе с Гаем Фоксом попыталась подорвать здание парламента в день открытия сессии, в то время как монарх Яков I и члены обеих палат в полном составе находились там. Заговор потерпел неудачу, но в церемонию были внесены соответствующие изменения.

queen-speech-main

Далее, один из видных представителей Палаты общин, обычно так называемый «Большой кнут» (дисциплинарный глава, простым яыком) правящей партии отправляется в Букингемский дворец в виде заложника – чтобы гарантировать благополучное возвращение монарха из враждебного к нему в былые времена парламента. Обычно «Большой кнут» неплохо проводит во дворце время, распивая чай и более крепкие напитки с дворцовой челядью.

Потом в парламент из крепости Тауэр в карете у всего народа на виду везут государственную имперскую корону. Корона должна быть на голове Елизаветы II во время чтения речи. Сопровождает корону в этом путешествии и отвечает за неё жизнью Лорд-камергер, главный распорядитель королевского двора. К слову сказать, по древним законам Англии человеку, примерившему королевскую корону, если он не монарх, полагается отрубить голову. Обычно корона эта хранится в крепости Тауэр вместе с другими королевскими регалиями: скипетрами, мантиями, державами.

В государственной имперской короне около 3000 драгоценных камней, в том числе второй по величине чистый брильянт мира – Куллинан-2 (318 карат) и несколько других важнейших исторических камней, таких как Рубин Чёрного принца и Стюартовский сапфир. Государственная имперская корона с золотыми дужками и вставленной внутрь синей бархатной шапочкой с оторочкой из горностая – довольно тяжёлая, около трёх килограммов весом. Ходят слухи, что Елизавета II вечером накануне визита в парламент носит копию этой короны в Букингемском дворце для практики, чтобы привыкнуть к весу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: