«Безумные ночные кошмары»: выставка Обри Бёрдсли

British Library идет в ногу со временем: мультимедийная эра заставляет устраивать выставки не только в темных галереях здания на St. Pancras, но и выходить в онлайн. В начале сентября на сайте в большом разрешении выложили уникальные графические иллюстрации Обри Бёрдсли к публикации пьесы Оскара Уайльда «Саломея».

Обри Бёрдсли – английский художник XIX века, чьё революционное творчество опередило развитие искусства на столетие вперед. Его иллюстрации – он сам называл их «безумными ночными кошмарами» – гротескны, полны деталей и эротизма. Викторианская публика считала художника фриком, а его работы — непристойными. Он вошёл в историю как инноватор в области графики и разрушитель пуританской морали, вдохновивший Пабло Пикассо и Василия Кандинского.

Бёрдсли был высокомерен: он высоко ценил свой талант, однако, было за что. В 18 лет, только окончив Брайтонскую среднюю школу, художник создал абсолютно новый метод рисования и композиции. Он основывался на японском эротическом искусстве «сюнга», использовании чёрной туши и очень точной детализации. Это был невероятно быстрый переход от рисования простых карикатур на брайтонских учителей к утончённым иллюстрациям! Объясняется такой прогресс довольно просто: Обри с детства страдал туберкулёзом и знал, что долго не проживёт. Именно поэтому его творческая жизнь, такая яркая и многогранная, быстро вспыхнула и так же быстро сгорела.


Вскоре юный талант отнёс свои иллюстрации в лондонские издательские дома, где был встречен испуганными глазами издателей. Они были поражены оригинальными, дерзкими рисунками! В 1893 году художник получил первый заказ от издательского дома «James M. Dent and Company» на иллюстрации к своду рыцарских романов Томаса Мэлори «Смерть Артура». Бёрдсли, верный новому стилю, использовал в иллюстрациях множество мелких деталей. Таким образом он мог рисовать что угодно — и рисовал, украшая произведения завитушками, в которых едва заметно угадывались женские и мужские половые органы. В углу каждого шедевра стояла гордая подпись – японский иероглиф, рядом с инициалами и датой. Уже тогда Бёрдсли знал себе цену. Про Дента он сказал: «удачливый пёс, урвавший кусок моего таланта». Заказчик ответил любезностью, отметив, что Обри был «причудливым юношей». Как бы то ни было, «Смерть Артура» сделала художнику имя. Критики были поражены, начинающие иллюстраторы копировали стиль молодого творца.

Дальше — больше провокаций и сотрудничество с газетой «Pall Mall Budget», где рисунки художника появлялись еженедельно. В газете была опубликована самая знаменитая карикатура Бёрдсли: «Проект новых английских монет: четыре рисунка, которые не были посланы на конкурс». С этим связана забавная история: когда конкурс был объявлен, Обри прислал карикатуры на четырех известных английских художников разных художественных направлений. Но к ним была прикреплена ещё одна, не прошедшая цензуры и не принятая к конкурсу: на ней пожилая королева Виктория изображена в образе танцовщицы с полотен Эдгара Дега – это была неслыханная дерзость!

В 1884 году, увидев фантазийную визуализацию Бёрдсли к пьесе «Саломея», Уайльд попросил его проиллюстрировать второе издание. Конечно, художник не мог обойтись без пощёчины обществу. Темы, манера исполнения – всё было провокативно! На одной из картин Саломея целует отсеченную голову Иоанна Крестителя, кровь из которой льётся на лилию, подозрительно напоминающую женский половой орган… Благодаря иллюстрированию пьесы, Бёрдсли вскоре стал известен в Европе. В Англии пресса обратила его в сексуального преступника, утверждая, что он денди. Позже критик Сергей Маковский отметит, что эротичность в работах художника «как цветы, взлелеянные рукой знатока в стеклянных оранжереях с искусственной влагой … отрава слишком тонких курений и слишком изысканных форм».


Последние три года жизни художник боролся со стремительно прогрессирующим туберкулёзом. Увольнение из журнала окончательно подорвало его здоровье. В 1896 году он так сильно простудился, что не мог «держать даже карандаш в руке». Всю зиму Бёрдсли провёл на Борнмутском курорте, где работал над иллюстрациями для порнографического издателя Леонарда Смитерса. Сначала это была очень откровенная «Лисистрата» Аристофана, затем работа в журнале «Савой» – в это время он производит свои лучшие работы, не забывая шутливо вплетать голых человечков в свои узоры.

В Борнмуте, словно предчувствуя близкую смерть, Обри принял католичество. Год спустя, в 1898 году, гениального иллюстратора и главного противника пуританской Англии не стало. За пять лет художественной деятельности он создал больше тысячи иллюстраций.


Текст: Полина Крышина
Иллюстрации: The British Library

Полина Кобо

Я из Таллинна, Эстонии. Учусь на третьем курсе Сreative Writing в Brunel University.

Новые статьи

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

19 часов ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

2 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

2 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

3 дня ago

Путеводитель по рождественскому Эдинбургу: зачем ехать, куда идти, что делать

Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…

4 дня ago

Баденок против бутерброда, мститель из Мэриленда и беженцы из Сирии: о чем спорят в британских СМИ на этой неделе

Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…

7 дней ago