В четверг вечером в Science Museum прошел показ фильма Ричарда Викторова «Через тернии к звездам». Картина, вышедшая на экраны Советского Союза 35 лет назад и мгновенно завоевавшая любовь публики, обрела новую жизнь благодаря сыну режиссера Николаю Викторову и Анне Волковой, организовавшей показ.
— Полгода назад мне написала женщина, — рассказал Николай. – Прислала информацию о планирующейся в Лондоне выставке о космосе и спросила, можно ли в рамках приуроченных к ней мероприятий показать «Через тернии к звездам». Я ответил, что, к сожалению, нет, потому что цифровой версии фильма не существует, на что Анна ответила: «А давайте попробуем восстановить из пленки?»
Анна Волкова и Николай Викторов
Уже после сеанса в интервью Russian Gap Николай признался, что перезапуск картины был его давней мечтой.
— Первую попытку мы предприняли в 2001 году. Тогда хотели сделать новую версию, выпустить фильм с озвучкой Dolby: сейчас, конечно, звучит смешно, но в начале 2000-х это было очень круто. Пришлось переозвучить картину целиком и с течением времени пришло понимание, что это было огромной ошибкой. У отца в картине были потрясающие нюансы, все реплики здорово сыграны с интонационной точки зрения, отлично ложилась музыка. Все это воссоздать было невозможно, в новом варианте звук получился так себе, и до этого года я переживал, что не получилось сделать хорошо. И вот после знакомства с Аней я понял, что есть шанс исправить ошибку.
Дальше события развивались совершенно волшебным образом. В Госфильмофонде нашли оригинал пленки, хотя в 2001 говорили о том, что она не сохранилась. Совершенно случайно обнаружили и аудио-дорожку, причем с уникальным для 1980-х шестиканальным звуком. Благодаря современным технологиям, удалось выжать из «находок» максимум качества – и представить картину на суд лондонской публики.
Выставка «Cosmonauts. Birth of the Space Age», на осмотр которой гостей пригласили до киносеанса, вместе с фильмом сложилась в единый паззл, который заставлял восхищенно вздыхать от величия советской космонавтики и кинематографа. Младший сын Николая Викторова, Тимофей, по итогам вечера признался, что очень горд тем, что русские были в космосе первыми и фильм деда настолько точно предсказал будущее человечества.
Фильм и правда поражает своей «вневременностью»: совершенно невозможно представить, что 35 лет назад в Советском Союзе можно было так точно предсказать проблемы человечества 21 века. Точнее всего про это высказался старший внук режиссера картины Николай Викторов-младший, продолжающий сейчас режиссерскую династию деда и отца и учащийся во ВГИКе.
— Почему мне больше нравятся «Через тернии к звездам», чем многая другая фантастика про космос? Фильм вроде про инопланетян, но при этом очень «про нас». Как в книге «Марсианские хроники»: ты читаешь книгу о марсианах, но осознаешь количество параллелей с людьми. Есть фильмы, которые могут сделать человека лучше, а есть, которые хуже. Вот, например, Гай Германика делает невероятные картины, которые вызывают дичайший резонанс, но при этом после просмотров некоторых ее фильмов хочется пить водку две недели. А после фильмов Ричарда хочется делать мир лучше.
— Расскажите, каково это было: расти с таким семейным творческим наследием?
— Когда я первый раз смотрел «Через тернии к звездам», мне было года 4. После сцены с инопланетянами-гуманоидами в самом начале выбежал из зала весь в слезах, настолько испугался. Вернулся где-то к середине и испытал еще больший шок: смотрю на экран, вижу свою бабушку, которая играла Надежду Иванову, — и тут ее по сюжету застреливают. Я тогда не понимал разницы между кино и жизнью и чувствовал себя, как люди при просмотре фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1896. Это было самое страшное, что я видел в своем детстве.
Сегодня я отношусь к фильму с огромным уважением и очень им горжусь. Даже хотел набить татуировку с темой из «Через тернии к звездам»: либо пейзаж с людьми в противогазах и с граммофонами, либо ребенка с плаката, который держит противогаз. Потом, правда, решил, что это слишком мрачные картинки.
Понимаете, я не застал самого Ричарда, он умер, когда моему отцу было 16, но при этом всю жизнь мы жили в атмосфере его фильмов. Моей любимой игрушкой был шлем Бармалея, дом был частично завален реквизитом. Раньше было ощущение «ну, дед режиссер и режиссер, иногда его кино по телеку показывают, прикольно». И только с возрастом начал понимать, насколько это был тяжелый труд, особенно в 1980-х годах, как сложно найти финансирование, собрать съемочную группу. И до сих пор моя главная, хотя и несбыточная мечта, — пообщаться хотя бы 5 минут с Ричардом, понять, какой он был человек. Кстати, вся квартира отца заполнена книгами великих режиссеров, которые коллекционировал дед. Они очень помогают развиваться в области кино и отчасти заменяют деда: он же работал по этим книгам.
В дальнейших планах семьи Викторовых создание документального фильма про Ричарда, выпуск «Через тернии к звездам» на DVD и Blue-ray, а также перезапуск еще двух культовых космических картин «Отроки во Вселенной» и «Москва – Кассиопея». Пока, правда, задача осложняется отсутствием негатива второго фильма, но если он найдется, как обнаружился исходник «Через тернии к звездам», то целое поколение, выросшее на фильмах Ричарда Викторова, книгах Кира Булычева и мечте о космосе, получит возможность вновь посмотреть любимые фильмы детства.
Текст: Дария Конурбаева
Фото: Дария Конурбаева и из архива семьи Викторовых
Парк Таун. Оксфорд, 29 октября 2025. Фото: Артемий Левкой На севере Оксфорда, в районе Парк…
LA LETTRE Мило РауКогда: 1 и 2 ноября Фото: Christophe Raynaud De Lage Хедлайнер Voices…
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…
Соуэн — древний кельтский праздник. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.…