Юрий Быков в Барбикан: «Кино против мифотворчества»

В Barbican, в рамках инициативы New East Cinema, прошел показ фильма Юрия Быкова «Дурак», а также встреча с режиссером, впервые посетившим Лондон. Зал был забит полностью, а билеты распроданы за неделю до начала показа.

По словам Быкова, его кино – это кино здравого смысла и критической оценки реальности. Режиссер говорит, что снимает фильмы, чтобы запечатлеть время, в котором он живет. «Я много и серьезно занимаюсь историей и вижу, что мифотворчество составляет 90 процентов истории».

У нас есть возможность показать реальность такой, какая она есть, чтобы не врать нынешнему и будущему поколению.

Кадр из фильма «Дурак»

Быков не знает, хватит ли у зрителей его фильма ума и смелости менять окружающую их реальность, однако верит, что «правда порождает необходимость менять, даже слабые люди чувствуют себя некомфортно во лжи». Создатель «Дурака» также рассказал собравшимся в центре Barbican, что изначально планировалась более оптимистичная концовка фильма, однако он понял неправдивость «хэппи-энда» и был вынужден от такой концовки отказаться.

В одном из вопросов (который, видимо, преследует Быкова повсеместно) его попросили сравнить его подход к проблеме коррупции с подходом Андрея Звягинцева в фильме «Левиафан». Режиссер сначала схватился за голову, но все-таки пояснил, что между ним и создателем «Левиафана» есть, прежде всего, эстетические различия. Звягинцев — яркий художник, для которого принципиально важен его кинематографический язык.

Я свои фильмы с точки зрения кинематографического языка не считаю выдающимися. Мне важно содержание и доходчивость. Моя задача — создать прецедент для обсуждения. Я больше политик и публицист.

В этом контексте я не мог не задать Быкову вопрос о сравнении с другим фильмом. “Дурак” посвящен памяти Алексея Балабанова, что невольно вызывает в пямяти образ другого наивного героя – Данилы Багрова. Быков это сравнение отвергает. По его словам, хоть Багров и был наивным героем, это все же образ наивного убийцы. Кроме того, Быков отметил принципиальную разницу между фильмами “Брат” и “Брат 2”. Если первый — трагедия того, как судьба героя не могла сложиться иначе, то второй фильм является спекуляцией на первом, и его основная идея заключается в том, что “главное – это сила”. По словам Быкова, герой фильма «Дурак» ближе к образу юродивого, а значит святого. Посвящение памяти Балабанова связано с тем, что создатель «Брата» умер в то время, как Быков работал над “Дураком”. По словам Быкова, Балабанов остается уникальной фигурой российского кино, не достаточно оцененной на Западе. Особенно он подчеркнул уникальность личных качеств Балабанова как режиссера: “Сегодня все идут на компромиссы. Он не шёл”.

Кадр из фильма «Дурак»

Впрочем, Быков тоже старается не идти на компромиссы. Он был недавно уволен из большой картины, в которую много вложил (речь, по всей видимости, идет о картине «Время первых», продюсерами которой являются Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов): “Теперь я не хочу зависеть и быть заложником ситуации.” Сейчас Быков работает над созданием собственной студии, чтобы самому продюсировать свои фильмы. Он также выполняет разные функции, связанные с созданием кино, в том числе пишет музыку. Быков поясняет, что не берет на себя те вещи, в которых не считает себя профессионалом, но возможность работать над разными аспектами делает кино более авторским. Отвечая на вопрос зрителей о том, могут ли его фильмы быть показаны на большом экране в России, Быков сказал, что главное для него то, что его фильм уже просмотрели 30 миллионов пользователей интернета (он выложен на Youtube).

Показ фильма Юрия Быкова был организован “The New Social” в сотрудничестве с Barbican и Calvert 22. Следующий показ в рамках New East Cinema состоится 29 июня. Зрители увидят фильм «Уроки гармонии» режиссера из Казахстана Эмира Байгазина.
Текст и фото: Григорий Асмолов

Григорий Асмолов

Защитил PhD на факультете Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE). Эксперт в области применения информационных технологий в ситуациях кризисов и природных катаклизмов. Автор и участник проектов «Карта Помощи» и «Виртуальная Рында». В прошлом работал в Мировом Банке, центре Беркмана Гарвардского университета, а также в газетах «Коммерсант», «Новая Газета» и 9-ом канале израильского ТВ.

Новые статьи

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

11 часов ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

1 день ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

1 день ago

Путеводитель по рождественскому Эдинбургу: зачем ехать, куда идти, что делать

Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…

2 дня ago

Баденок против бутерброда, мститель из Мэриленда и беженцы из Сирии: о чем спорят в британских СМИ на этой неделе

Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…

5 дней ago

КИНО х ТЕАТР: спектакль на большом экране. «Борис» Дмитрия Крымова

Когда: 29 января, 19:30Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough Street, London, W1F 7HL «Борис» Дмитрия…

6 дней ago