Получив приглашение на пресс-показ «Symphony to a Lost Generation», я совершенно не понимала, чего именно ожидать. Наталия Осипова, Сергей Полунин, филармонический оркестр, голограммы, война, представление на сцене старой церкви — в общем, странный компот. В пресс-релизе было написано про 250 актеров, задействованных в постановке, а также участвующий в ней Венский филармонический хор и Литовский государственный оркестр. Но где их всех разместить на маленькой сцене?
Оказывается, вот что. После того, как в зале гаснет свет, на сцене появляется дирижер оркестра. Только он не совсем настоящий — спроецирован лучами света. Это голограмма. Но ведет дирижер себя как живой. Вежливо кланяется зрителям, разворачивается к сцене и взмахивает палочкой. Начинается музыка.
Автор симфонии — 30-летний Адам Донен (Adam Donen), композитор, писатель и режиссер, родившийся в Южной Америке и живущий сейчас между Лондоном и Берлином. В своей амбициозной постановке он решил объединить классическую музыку, балет, современную хореографию, театр и — новые технологии. Получилось первое в истории театральное представление хронометражом почти в полтора часа, в котором задействованы не живые актеры, а голограммы. Призраки.
Удивительным образом, их бестелесность почти не смущает. И даже вздоха разочарования нет — мол, обман. События на сцене следуют точно выверенному театральному ритму, и в них втягиваешься, довольно быстро переключая внимание с технологических приемов на музыку и сюжет. Тема постановки — трагедия Первой мировой войны. Юноши уходят на фронт, девушки остаются ждать. Герои первого действия — звезды мирового балета, Сергей Полунин и Наталия Осипива (недавно, кстати, официально объявившие о своем романе — для них участие в постановке Донена стало первым совместным проектом как сложившейся пары). История любви перемежается спецэффектами. Сцены сновидений молодого бойца — залпами реальных орудий.
Второе действие открывается хоровым песнопением на «Оду радости» Шиллера. Здесь русские солдаты стараются продраться через Восточный фронт, параллельно развивается история армянского геноцида. Дальше следует действие, посвященное битве на Сомме, в которой было убито и ранено более миллиона человек. Его герои — то ли случайно выжившие в ней мирные жители, то ли апокалиптические символы всего военного ужаса. На танец покрытых пеплом и скованных отчаянием полупризраков-полуженщин физически больно смотреть. Эффект усиливает сопрано россиянки Яны Иваниловой, протягивающей ахматовское, на родном языке: «Сроки страшные близятся. Скоро станет тесно от свежих могил…» В конце первого акта эти призраки заполняют всю сцену.
Опера заканчивается возвращением молодого солдата домой. Только он уже не молод — на 40 лет постарел лицом; а внутри, вместо всполохов радости и любви, по-прежнему рвутся снаряды. Финальный эпизод — метафорическая каменная книга, в которую вписывается дальнейшая история человечества. Ее, огромным усилием воли, держат изувеченные солдаты.
Постановка действительно поражает своим размахом, а музыка — красотой и эпичностью. Это сильная заявка на новое слово в массовых развлечениях, единственная главная ее проблема — в том, что слово «развлечение» плохо вяжется с выбранной дирижером темой. Там, где хотелось бы любоваться на то, как красиво зажигаются на придуманном небе нарисованные постановщиком звезды, приходится вздрагивать от болезненных ощущений. Очень сложно, избежав визуальных штампов и откровенной игры на человеческих чувствах, превратить войну в клип, и не совсем понятно, зачем именно это было делать. По духу, происходящее на сцене похоже на церемонию открытия Олимпийских игр — показать все лучшее, сразу, расшевелить, удивить, восхитить величием, выбить слезу. Я думала о том, как было бы здорово, если бы голограммы на сцене просто рассказали, например, красивую историю любви — да, банальнее, да, проще, но этим было бы и хорошо. Однако, уверена, мое желание не раз еще будет исполнено. Формат постановки — действительно уникальный, и, учитывая финансовую сторону проката (когда нет необходимости возить с собой на представления 500 живых человек), его, скорее всего, ждет большое будущее.
Сходите и посмотрите. Потом будете говорить, что видели это первыми. Этим летом «Symphony to a Lost Generation» будут показывать в различных городах Англии (в Лондоне — 8-11 июля), а потом постановка отправится в гастрольный тур по Европе.
Подробности: www.symphonytoalostgeneration.com
Текст: Катерина Никитина
Фото: производственная компания 12th Battalion Productions.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…