Райф Файнс: «Достоевский — про всех нас. Мы все грешники»

В Британии выходит на экраны фильм Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» — очень красивая классическая экранизация, неспешная и размеренная, как ленивые усадебные будни, где женщины ткут кружево и влюбляются, а мужчины красноречиво молчат и жертвуют собой.

Перед премьерой мы поговорили с режиссером фильма и британским актером Райфом Файнсом, сыгравшем Ракитина.

— Вера, у Тургенева сказано, что это комедия. У вас, как мне показалось, получилась, скорее, драма. Вы намеренно снимали драму?

— Тургенев вообще изначально писал пьесу с французского водевиля. История называлась «Студент». Цензура тогда возмутилась, что замужняя женщина имеет столько сомнительных связей, поэтому ему пришлось переписывать ее много раз, и в какой-то из версий Наталья Петровна была вдовой. Уже потом это стало пьесой. Когда мы в первый раз показывали фильм зрителю, в самом конце, где Наталья Петровна вся в слезах поворачивается, и Ислаев говорит: «Да что сегодня все с ума посходили! Разлетаются, как куропатки, и всё оттого только, что честные люди!» – и в зале хохот! — я была удивлена. Ну, и в пьесе изначально много смешных моментов. Для этого Шааф, и Шпигельский. Каких-то пришлось убрать, чтобы не перегружать хронометраж.

— Название «Две женщины» — это ваш выбор? Для вас это фильм именно о женщинах?

— Наш продюсер Наталья Иванова предложила «Две женщины», я сначала была против, ведь все знают пьесу «Месяц в деревне», но потом даже мои близкие стали спрашивать: ну, как там твой «Домик в деревне» — это же реклама молочных продуктов, и я подумала: нет. Ну, и конечно, мне интересно это противостояние двух женщин, молодой и взрослой. Мы потом еще смеялись, что почему бы не назвать ее «Трое мужчин» — ведь там трое мужчин у нас.

— Ну а скажите, в Файнса вы там все перевлюбялись на съемочной площадке?

— Я да. Он гениальный человек, при этом с ним ты не чувствуешь себя, как будто ты чего-то не можешь. Он не просто актер, он больше чем актер. Я когда посмотрела «Английского пациента», я совершенно влюбилась и поняла, что он вообще отличается от всех на экране.

Это же что-то запредельное. И он не играет этот аристократизм. Он такой и есть.

У него пронзительный умный взгляд. Моя любимая сцена — в самом начале, когда он только приехал и счастлив, и Наталья Петровна в одну секунду это рушит фразой: «Вы никогда не заставляли меня плакать» — и как меняется его взгляд в секунду. Это грандиозно сыграно.

— Как так получилось, что у фильма две версии: в одной Ракитин переозвучен русским актером, а в другой Файнс говорит сам.

—  Наши прокатчики убедили нас, что в России оригинальный голос Райфа Файнса не очень знают, потому что он всегда дублирован. Поэтому мы согласились. А сейчас это дань уважения к актеру, который в короткий срок смог выучить язык и смог прожить эту роль по-русски. Он когда приехал, попросил всю съемочную группу, чтобы все с ним говорили по-русски.

— Вы намеренно взяли актеров на 10-20 лет старше, чем у Тургенева (в пьесе Наталье Петровне 29, Ракитину 30, Ислаеву 36)?

— Конечно. Вы же помните у Пушкина: «И в комнату вошел старик лет 30». Времена меняются. И тогда в 30 лет – это был последний шанс полюбить, как в наше время.. ну… в 45? Кстати, вот в последней британской экранизации «Войны и мира» мне не хватило возраста героев.

— Райф, почему вы согласились сыграть Ракитина?

—  Мне давно нравилась пьеса. И я был польщен, что меня позвали сыграть в русской классике. Какое-то время я сомневался, потому что понимал, что будет сложно. Я подумал, что Ракитина интереснее сыграть в кино с его крупными планами, чем в театре. Потому что на крупных планах какие-то моменты зритель увидит лучше, чем на сцене в театре.

— Почему он совсем не борется за свою любовь?

Я понимаю, что многие разочарованы тем, как он себя ведет.

Но это то, что привлекает меня в Ракитине. Он благороден и порядочен. Там есть важная сцена, когда он в сердцах говорит Беляеву: «Вы не понимаете, что значит любить!» — и вся внешняя вежливость трещит по швам и вы чувствуете его боль и разочарование. Обычно в пьесах у каждого персонажа есть момент сильных эмоций, катарсиса – вот я думаю, это как раз эта сцена.

— А у вас у самого есть опыт неразделенной любви? Это очень сложно представить

— Есть. Но это было нечасто.

— До Ракитина вы играли «Онегина» и в чеховских пьесах в театре. Откуда такой интерес к русской литературе?

— Мне нравится русская классика, но я не особенно в ней разбираюсь. Я бы хотел читать больше современной литературы. Может быть, вы дадите мне список? Первое, что я прочитал, из русской классики, был «Онегин», и мне очень понравился герой, циничный, дерзкий, оторванный. Можно легко найти параллели в английской литературе. И еще один автор, который меня интригует — это Достоевский. Он сложен, слегка безумен и избыточен. Его идея искупления грехов, исследование природы злодейства и попытки объяснить их мотивы – все это про всех нас. Мы все грешники. Это все непросто читать, но это все очень увлекательно. «Преступление и наказание» — книга на все времена.

— Во время съемок фильма вы долго жили в деревне, недалеко от поместья Михаила Глинки в Смоленской области. Вам понравилось?

— Я ездил на велосипеде вокруг, разговаривал с милыми местными жителями, они приглашали меня в дом, приглашали на чай, угощали яблоками и сливами. Было очень здорово прожить этот «Месяц в деревне». Мы играли с Верой в шахматы, готовили шашлык, это было очень счастливое время

—  Они вас узнавали ?

— Да. По роли в Гарри Поттере!

— Как вы учили русский?

— Это заняло кучу времени и потом мы перезаписывали это много раз. Я был рад, что Вера решила использовать русское дублирование.

Я знал, что я не очень хорошо говорю. Но потом выяснилось, что они не смогут продать этот фильм в Англии без моего голоса.

И тогда мне пришлось ехать и озвучивать его снова. Это было непросто. Самая сложная фраза? «Оскорб.. Вы меня оскорб.. Нет, я не могу это произнести!»

Фильм «Две женщины» будет идти в британском прокате до 1 ноября. Полное расписание смотрите у нас в Афише.

Текст: Евгения Басырова

Евгения Басырова

Профессиональный журналист и фотограф. До переезда в Лондон успела поработать корреспондентом "Вестей", копирайтером в рекламном агентстве и репортером экономического информагентства. Сейчас в основном занимается фотографией: снимает детские и взрослые портреты, семьи и репортажи. Растит двух сыновей. Любит гулять в одиночестве по новым городам с камерой, наблюдать за людьми, танцевать перед зеркалом и влюбляться.

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

14 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

1 день ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

3 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago