Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев — бывшие совладельцы «Евросети», продавшие (как говорят, не без давления госорганов) в 2008 году свою компанию в Россию и переехавшие в Великобританию. От продажи «Евросети» ее основатели получили 350 миллионов долларов. «Жить на проценты» оба не стали. И Чичваркин, и Артемьев вложили свои деньги в новые бизнесы, и насколько эти бизнесы идут удачно, они рассказали на конференции «Частный инвестор: Россия и СНГ», которая прошла на прошлой неделе в Лондоне и собрала представителей инвесткомпаний из разных стран.
Про магазин Евгения Чичваркина Hedonosm Wines слышали, наверное, все, кто хоть что-то слышал про бизнес русских в Лондоне. Чичваркин свой магазин в Mayfair называет «номер один в мире» и часто хвастается рекордами: продали самую дорогую бутылку вина за 79,000, самую дорогую бутылку коньяка за 220,000. Радуется Брекзиту: при низком фунте в магазин потекли деньги. Так, самый дорогой коньяк 1801 года уехал покупателям из юго-восточной Азии. Хотя все, что связано с фунтом, сам Чичваркин называет последствиями «журналистской истерии»: ни одного закона после референдума в стране не изменилось, валюта просела исключительно под влиянием белого шума. Но для ритейлового бизнеса это неплохо: раз появилось мнение, что в Британии сейчас все стало дешево, то и покупать стали охотнее. Хотя всем, кто смотрит телевизор (если только это не каналы Bloomberg и National Geografic), бизнесмен советует его немедленно выключить, так как включенный телевизор, по его мнению, плохо влияет на IQ.
Как рассказал Чичваркин, уже в первый год после открытия в 2012 Hedonism Wines продал вина больше, чем существующий десятки лет винный отдел «Харродса», а сейчас объем продаж в нем гораздо больше. Владелец магазина говорит, что вложенные инвестиции уже вернулись. Свою компанию он называет «медленным бизнесом», который ближе к fine arts, и в ритейле он советует заниматься тем, что невозможно заменить интернетом. Если обычную бутылку вина можно сегодня купить онлайн, то бутылку, которой больше 200 лет, сначала нужно подержать в руках, прочувствовать, поторговаться.
Новый бизнес Чичваркина, как он сам признается, мало отличается по сути от «Евросети»: и там, и там это продажи, где главная составляющая успеха — отличный сервис. И это то, где он считает, русские конкурентноспособны. Хотя непосредственно в Hedonism Wines работает всего один человек из России, остальная команда — самых разных национальностей. Чтобы отобрать для магазина 11 сомелье, пришлось провести 700 собеседований. «Для успешного бизнеса в России выгодно быть злым царем, — признался Чичваркин. — Пришел начальник мудак, на всех заорал, и все тебя уважают. В Англии задача руководителя — собирание паззла». Важно следить, чтобы все были на своих местах, и все работало. В Британии все происходит медленно, даже чтобы поменять перегоревшую лампочку, рассказывает бизнесмен, придется написать с десяток мейлов, не забывая вежливые формулировки типа «пожалуйста» и «не соблагоизволите ли вы».
В целом секрет успеха в своем бизнесе он видит так: любить вино и быть доброжелательным человеком. И еще один секрет — в хороших закупщиках.
Часть удачных продаж сегодня осуществляются по схеме: «покупаем в Теннеси бурбон, привозим его в Лондон, продаем в Ньй-Йорк». Процентов 40% между сделками остаются в магазине».
У Артемьева с возвратом инвестиций сложнее. Он вкладывает деньги в научные разработки по продлению молодости. Как он рассказал на конференции, этой темой он начал заниматься в 2004 году, когда набрал 20% голосов на выборах в России, но в Госдуму не прошел, так как у ЕР процент все равно оказался выше. Тогда он решил, что эффективнее, чем пытаться менять законы, дожить до того времени, когда морок спадет. Но дожить хотелось бы молодым и здоровым. Инвестирование в исследования проблем здоровья тогда казалось совершенным безумием, но через 10 лет, говорит Артемьев, многие известные бизнесмены тоже решили этим заняться, а по их следам пошли и компании гиганты типа Google, и машина завертелась. Сегодня Артемьев является патроном университета в Нью-Йорке, в лаборатории которого работают больше 20 постдоков. «Есть чего испытывать, — рассказывает бизнесмен, — есть технологии; но понятно, что эксперименты на людях длятся очень долго и стоят очень дорого; а эксперименты на мышах только в 2% случаев полностью применимы к человеку». Тем не менее есть прогресс. «Это звучит немыслимо, но у нас есть очень высокий шанс получить лекарство, которое будет восстанавливать наши клетки, еще при нашей жизни, — радуется Артемьев. — Это будет огромный вызов. Дальше придется осваивать Марс, чтобы думать, куда всех этих людей девать».
Сам Артемьев в космос давно собрался — в качестве космического туриста, по программе Ричарда Бренсона. Путевку туда еще в 2006 году Артемьеву подарил бывший партнер Евгений Чичваркин. Правда, запуск программы космического туризма компания Virgin перенесла, зато Артемьев получил возможность встретиться и познакомиться со всеми, кто туда в свое время собрался — а это предприниматели со всего мира. Так что, говорит российский бизнесмен, «я рад, что это все откладывается, это помогает приобретать новых друзей».
Артемьев купил и вторую путевку в космос — хочет полететь туда со своей женой.
Параллельно с финансированием научных исследований Артемьев вкладывает деньги в еще одну свою мечту — запуск моноколеса, которое в будущем будет способно заменить велосипеды и другие средства городского передвижения. Моноколесо — не новый продукт на рынке, их сегодня выпускают даже в Китае, но Артемьев ставит своей задачей сделать максимально качественный продукт, который будет весить мало, обслуживаться легко, а разгоняться сможет до 100 км/ч. Опытные образцы уже производятся (Артемьев сам на них постоянно ездит), но в широкой продаже их еще нет: как говорит предприниматель, пока их можно взять на тестирование, «с соблюдением правил техники безопасности». Английские правила подразумевают, что нужно обязательно надевать шлем, но на встрече с инвесторами Артемьев делает выразительный жест — мол, можно и так кататься.
На вопрос, можно ли остаться здоровым без всяких лекарств, бизнесмен отвечает, что главное — заботиться о психическом состоянии. «Есть три вещи, которыми вы можете заниматься: здоровье, работа. семья. Это основное, что ведет к долголетию. Есть много бизнесменов, которые заработали много денег, но не обращали внимание на детей, и в итоге в 65 лет они сами начинают убивать себя алкоголем. Средняя продолжительность жизни топ-менеджеров на пенсии — 2,5 года». При этом он подчеркнул, что надо давать детям возможность добиваться всего самим. «Если бы отец оставил мне наследство, он лишил бы меня одного права — сказать что я self made, — признался Артемьев. — Лучшее наследство, которое вы можете оставить детям: внимание, образование, ну и какая-то минимальная жилплощадь».
Про жилпощадь Тимура Артемьева в свое время писал сайт Медуза — это поместье в Хаслмире, покупка которого обошлась предпринимателю несколько лет назад в 12 миллионов фунтов.
Текст: Катерина Никитина
Фото: пресс-служба Adam Smith Confenerce
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…