Базируется в Лондоне, показывает везде. Новый проект Ходорковского

Образовательная онлайн-платформа “Открытый университет”  запустилась всего полгода назад, а ее аудитория уже достигла 300 000 пользователей из разных стран мира. Кем, для кого и зачем был создан новый образовательный ресурс, выяснил Russian Gap. Текст был опубликован в № 7 журнала.

Как все начиналось

Идея создания “Открытого университета” возникла около двух лет назад, когда Татьяна Фокина, нынешний руководитель проекта и по совместительству директор винного предприятия Евгения Чичваркина Hedonism Wines, познакомилась с Михаилом Ходорковским. Политик и основатель “Открытой России” рассказал Татьяне, что его всегда привлекала просветительская деятельность и он давно планировал создать онлайн-платформу, посвященную политическому образованию. «У меня гуманитарный бэкграунд, по образованию я филолог, поэтому всегда интересовалась политикой. Однако понимала, что мне и моему окружению не хватает дополнительных знаний для грамотного анализа политической ситуации, сложившейся в России. Во время обсуждения этой темы с Михаилом Борисовичем я сказала, что сама прошла бы подобный курс», — вспоминает Татьяна Фокина. В итоге основатель “Открытой России” предложил ей возглавить проект. Предложение Татьяна приняла и с момента запуска руководит стартапом из Лондона.

Сроки и поиск команды

На запуск проекта ушло всего девять месяцев. В начале очертили круг тем для курсов, сформировали их структуру, а также выбрали пул потенциальных авторов. После чего собрали команду программистов, веб-дизайнеров, контент-редакторов, специалистов по видеопродакшену. «Сейчас основная команда работает в Москве, но вначале у нас была типично стартаповская история: программисты в Питере и Прибалтике, я в Лондоне, дизайнер в Сан-Франциско, техническая команда в Праге. Чтобы собрать всех в Skype, нужно было приложить усилия, но мы хорошо справлялись», — рассказывает Фокина. Сегодня проект вышел на аудиторию в 300 000 пользователей в месяц (в зависимости от курса), к концу года эта цифра вырастет, поскольку количество курсов увеличится в два раза. Аудитория платформы состоит из русскоязычной публики в разных странах мира: в первой шестерке Россия, Украина, Белоруссия, США, Германия и Великобритания.

Концепция и прототипы

Создатели пришли к выводу, что “Открытый университет” не должен иметь строгих рамок. Проходить предыдущие лекции, чтобы подключиться к текущей, не обязательно. Слушатели сами решают, хотят ли они выполнять промежуточные тесты, чтобы получить по итогам курса сертификат о его окончании.  Этой лояльностью, считают авторы, платформа отличается от других образовательных проектов.

Стартап часто сравнивают с “Арзамасом”, хотя образовательные программы этих ресурсов различаются. Команда “Открытого университета” действительно перенимала опыт у “Арзамаса”, который запустился раньше. Татьяна Фокина даже встречалась с его создателями, чтобы обсудить прикладные механизмы работы. Конкуренции между собой проекты не видят, несмотря на то, что их аудитории пересекаются.

«Онлайн-образование — хитрая вещь. С одной стороны, оно привлекает своей  доступностью, с другой — нужно приложить немало усилий, чтобы завлечь аудиторию, постоянно поддерживать ее интерес, соблюдать баланс между серьезным академическим материалом и развлекательными элементами. Мы стремились создать что-то вроде “образовательного сериала”, чтобы люди ждали выхода следующего эпизода», — комментирует Фокина.

Контент

“Новая история” стала первой программой, сконструированной “Открытым университетом”. Она состоит из шести курсов и рассказывает, что происходило с Россией после распада СССР — поскольку истоки проблем текущей российской действительности лежат именно в этом периоде, считают авторы “Открытого университета”. Первый курс программы был посвящен культуре, его вел Юрий Сапрыкин; второй — политической ситуации в России (автор Кирилл Рогов); третий, стартовавший недавно, — курс по экономике Сергея Гуриева. До конца года будут представлены еще три курса в рамках программы “Новая история”.

Проблемы

Основные сложности “Открытого университета” связаны с тем, что он принадлежит “Открытой России” и ассоциируется с Михаилом Ходорковским. Команда проекта испытывает трудности, так как многие сотрудники считают, что если они будут иметь отношение к проекту, то возникнут проблемы — несмотря на то, что, как подчеркивают авторы платформы, она не несет в себе агитационной деятельности, а только просветительскую. Трудности возникают с подбором лекторов: многие из потенциальных авторов курса хотели бы принять участие в проекте, но не могут себе этого позволить из-за работы в вузах. Похожая проблема была и при запуске “Открытого университета”. «В сети стали появляться вопросы: “А зачем у вас регистрация?”, “Куда передадут данные?” Нас это удивило. Если люди боятся регистрироваться на образовательном ресурсе, это ставит диагноз обществу в целом», — говорит Татьяна.

Деньги

Изначально финансирование поступало от Михаила Ходорковского и “Открытой России”, сейчас оно осуществляется за счет фондов. Команда “Открытого университета” вместе с Татьяной Фокиной ведет работу по фандрайзингу. «Это очень интересный опыт — презентовать проект фондам. Особенно в начале, когда стартап находился в зачаточной стадии и показывать было нечего. Сейчас проще — можно презентовать готовую платформу. На данный момент все расходы мы успешно покрываем, но для открытия каждого нового курса приходится искать дополнительное финансирование. Если в создание платформы изначально вкладывается определенный капитал, после чего она успешно работает, то на запуск новых курсов нужно регулярно искать средства. У нас очень высокое качество материала, поэтому основной статьей расходов был и остается видеопродакшен», — суммирует Фокина.

“Открытый университет” планирует хранить верность своему названию, оставаясь  доступным и бесплатным для аудитории. Команда стартапа уверена, что проект останется некоммерческим, поскольку он преследует другие цели. Размещения рекламы на ресурсе пока тоже не предвидится. Однако, по словам Фокиной, планируется запустить несколько медиапартнерств на некоммерческой основе. К слову, сертификаты по окончанию курса — за личной подписью автора курса и Михаила Ходорковского — также выдаются бесплатно.

Цели, задачи и программа максимум

Цель проекта — предоставить студентам возможность услышать мнения разных экспертов и сформировать собственную точку зрения. “Открытый университет” опирается на модель западного образования (в противовес концепциям многих учебных заведений России, где существует “официальная” версия истории), создавая почву для личных исследований. Авторы курсов избегают делений на черное и белое и выступают за полифонию, поэтому по некоторым вопросам могут не соглашаться друг с другом.

«Единый учебник истории — это антипод того, что делает “Открытый университет”», — комментирует Татьяна Фокина. По мере пополнения базы курсов “Открытый университет” хочет прийти к выполнению своей основной задачи: помочь слушателям найти ответ, каким образом и почему Россия пришла к сегодняшней действительности. В августе лекции «Открытого университета» начал показывать канал «Дождь». В будущем платформа планирует расширять список тем и курсов с открытым доступом к лекторам, а также предоставлять свои образовательные программы школам и вузам.

Дарья Радова

Журналист, преподаватель русского языка и литературы

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

2 дня ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

3 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

3 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

4 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

5 дней ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

6 дней ago