«Бесполезный класс и научное объяснение популярности Дональда Трампа»

Автор научных бестселлеров Юваль Ноах Харари нарисовал в Лондоне будущее, которое мы еще можем предотвратить.

Профессор иерусалимского университета Юваль Ноах Харари продолжает утверждаться в роли одного из глобальных интеллектуальных лидеров. Сначала в книге «Sapiens: Краткая История Человечества» он представил свою концепцию прошлого и настоящего человечества. В новой книге “Homo Deus” он предлагает концепцию нашего будущего. Лекция, посвященная выходу книги, прошла на шестом этаже книжного магазина Foyles в лондонском районе Сохо.

Свою лекцию Харари начал с описания двух примеров, демонстрирующих, как развитие цифровых алгоритмов меняет целые индустрии. Первая область – это транспорт, где компьютеры скоро заменят водителей, так что уже через несколько десятков лет мысль о том, что люди когда-то водили машины, будет вызывать недоумение. Вторая область – это медицина, где датчики, собирающие о нас информацию и алгоритмы, ее анализирующие, вскоре начнут все больше вытеснять врачей, которые уже сегодня не способны уделить должного внимания пациентам.

Однако эти примеры не более чем иллюстрация принципиальных и глубинных процессов, которые, как считает Харари, еще при нашей жизни могут полностью изменить наше общество и наш образ жизни. По мнению Харари, рост сложности и эффективности алгоритмов, а также появление новых форм искусственного разума ведет к быстрой смене структуры рынка труда, при которой большинство существующих сегодня профессий будут стремительно терять свою актуальность.

Харари выделяет два типа человеческих ресурсов, которые превращают нас в рабочую силу. Первый – это физические ресурсы. Здесь роль людей постепенно вытесняется машинами уже со времен индустриальной революции. Второй тип это ментальные и когнитивные возможности человека. Сегодня это возможности стали постепенно заменяться при помощи информационных технологий. Основной вопрос, которым задается Харари, – придут ли на смену вымирающим работам новые формы трудоустройства. Согласно оптимистическому сценарию, новые работы предложат альтернативу старым. Однако существует и менее радужный сценарий, согласно которому старые профессии вымрут, а достаточное количество новых не появится.

По мнению израильского исследователя, подобная динамика может привести к возникновению «нерабочего класса» как наиболее значимой и масштабной социальной группы, и обеспечение ее нужд может  оказаться под вопросом.

Если в XX веке государства, даже тоталитарные, остро нуждались в человеческих ресурсах и поэтому инвестировали в развитие масс, поддерживали их существование, то в уже в самом ближайшем будущем массы могут потерять свою экономическую значимость и оказаться абсолютно ненужными государству.

К примеру, люди в таком количестве больше не нужны военной индустрии, которая сегодня базируется на высоких технологиях и маленьких группах высоких профессионалов.

В этой ситуации элиты могут потерять мотивацию инвестировать в массы и проявлять какую-либо заботу относительно граждан. Этические обязательства перед людьми ещё могут некоторое время удерживать власти в векторе заботы о массах в либеральных государствах и государствах благосостояния. Однако во многих других странах этики не достаточно, чтобы обеспечить минимальное внимание государства по отношению к своим гражданам.

По мнению Харари, скоро мы можем стать свидетелями распада связки либерализма и капитализма. До недавнего времени экономические требования мотивировали этичное поведение, процветание требовало либерализации и охраны человеческих свобод. Но развитие алгоритмов может вскоре привести к тому, что забота о массах потеряет экономический смысл, и в результате пути экономики и либеральных ценностей разойдутся. Удар будет нанесен не только по капитализму. Социализм базируется на идее о важности рабочего класса как основного ресурса развития, и поэтому с возникновением «бесполезного класса» идеи социализма потеряют свою актуальность.  Согласно автору «Homo Deus», в  ситуации, когда старые идеологические модели устарели, возникнет необходимость формирования новых идеологий.

У возникновения «бесполезного класса» есть еще целый ряд последствий. «Власть уходит от людей и переходит к алгоритмам, которые начинают понимать нас лучше, чем мы понимаем самих себя», — говорит Харари. По словам ученого, рост количества данных не оставляет иного выбора, кроме как полагаться на алгоритмы и решения, которые они принимают за нас. Харари приводит примеры власти алгоритмов:

Алгоритмы могут отвергнуть вас. Алгоритмы могут сказать вам «нет», и никто не поймет, почему вы не понравились алгоритму. Алгоритмы могут уволить вас с работы

В этой ситуации, по словам ученого, под вопросом оказывается свобода человеческой воли в принципе.

Формирование «бесполезного класса», по словам Харари, ведет к исчезновению эффективной экономической модели для существования людей. Все, что нам остается, это быть потребителями. Впрочем, и в этом мы можем быть постепенно вытеснены алгоритмами. Харари приводит в качестве примера работу над маркетинговой кампанией его новой книги: «Я написал краткое описание новой книги так, чтобы заинтересовать читателя. Но потом к работе подключился редактор и изменил текст так, чтобы он понравился поиску Гугла и алгоритму Амазона. Мой потребитель в данном случае – это поиск Гугла», — заключает Харари, предполагая возможность существования экономических моделей, в которых люди оказываются не нужны ни в какой роли.

Харари считает, что ради повышения уровня жизни и поддержания здоровья люди будут готовы все больше отказываться от защиты частной информации. А возможные последствия для политической системы можно наблюдать уже сейчас, в ходе президентской кампании в США: «Растущий разрыв между политической и экономической системами ведет к тому, что у рядовых граждан усиливается ощущение того, что они теряют какую-либо возможность влиять на процессы, так как система в них не нуждается. Этим можно объяснить и популярность Дональда Трампа».

Трамп в своей абсурдности идеальный кандидат для того, чтобы дать пинок системе и доказать ей, что избиратели по-прежнему обладают силой над системой

Впрочем, здесь по мнению Харари, людей может ждать разочарование, так как подобный кандидат может привести к реформированию системы, в результате чего институты полностью потеряют свое значение, а голоса избирателей будут значить еще меньше.

Впрочем, Харари не хочет оказаться в роли Кассандры, предсказавшей падение Трои: «Я не предлагаю пророчества, а только рисую возможные пути развития». По словам израильского профессора, в то время как люди в Силиконовой долине являются источниками хороших новостей о будущем, социальные исследователи и философы должны помогать смотреть на вещи критически, чтобы таким образом дать возможность изменить ход грядущих событий. «Я не предсказываю будущее, я повышаю осведомленность чтобы это будущее предотвратить».

По мнению Харари, есть и ряд хороших новостей. Во-первых, технологии никогда не детерминистичны, а значит могут вести к формированию очень разных типов общества. Кроме того, есть сфера, которая продолжает оставаться вне власти алгоритмов, – это человеческое сознание. «Мы можем создавать искусственный разум, но мы не можем приблизиться к созданию искусственного сознания, — подчеркивает Харари. — Предположение, что развитие разума достигнет порога, на котором появится сознание, пока что не работает».

Возможно, миром будет править искусственный разум, но им не будет править искусственное сознание

По мнению исследователя, именно сознание должно стать приоритетной областью исследований современной науки: «Мы должны изучать сознание, а не мозг. Представьте себе гору. И вот мы роем туннель только со стороны изучения мозга. А нужно еще рыть туннель с другой стороны – стороны сознания. Возможно, эти туннели встретятся, и тогда мы только ускорим процесс научного познания. А возможно, окажется, что это два совершенно разных туннеля…»

Текст и фото: Григорий Асмолов

Григорий Асмолов

Защитил PhD на факультете Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE). Эксперт в области применения информационных технологий в ситуациях кризисов и природных катаклизмов. Автор и участник проектов «Карта Помощи» и «Виртуальная Рында». В прошлом работал в Мировом Банке, центре Беркмана Гарвардского университета, а также в газетах «Коммерсант», «Новая Газета» и 9-ом канале израильского ТВ.

Новые статьи

В Лондоне сНежно: шоу Славы Полунина на сцене Harold Pinter Theatre

В мире, где порой приходиться играть какую-то роль, играть по правилам, Слава на протяжении тридцати…

7 дней ago

Что слушали в Великобритании: главные хитмейкеры 2024 года

Arctic Monkeys  Список главных локальных хитмейкеров открывает группа Arctic Monkeys. Их популярность в Британии начала…

7 дней ago

Жизнь-2024: о главном в уходящем году

A – Antisemitism (уродливое явление) Уже второй год подряд это постыдное явление начинает наш ежегодный…

7 дней ago

8 идеальных фильмов для рождественских каникул

«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…

1 неделя ago

Литературная рулетка. Интерактивная встреча с Борисом Акуниным

Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…

2 недели ago

Подарки, которые вдохновляют: пять книг на русском языке из ZIMA Shop

1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…

2 недели ago