Kino-Mo. Как белорусский стартап заработал первые 4 миллиона

Проект рекламных голограмм, разработанный друзьями из Бреста,  получил поддержку Ричарда Бренсона, контракт на 4 000 000 долларов в год, выход в мир большого американского бизнеса и возможность отказаться от инвестиционного предложения  британских миллионеров из Dragons’ Den. Рассказываем как. Текст был опубликован в №8 Russian Gap.

Светодиодная реклама на велосипедах и рекламные голограммы

Первое направление работы компании, с которого все началось, — это производство светодиодного устройства, позволяющего проецировать изображения с колес велосипеда. Все гениальное просто: устройство крепится на спицы и проецирует яркое светящееся изображение, которое “путешествует” по городу, привлекая к себе внимание.

Для справки: в день в Лондоне совершают больше полумиллиона велосипедных поездок. Потому неудивительно, что эта технология вошла в топ-100 лучших инновационных проектов Великобритании в 2012 году, и ее в рекламных целях успели испробовать Samsung, Aston Martin, Intel, GE.

Модель монетизации, которую использует здесь стартап, заключается в лицензировании рекламных агентств по всему миру. Лицензиат получает оговоренное количество устройств для видео-велосипедов и эксклюзивное право использования технологии на определенной территории. Такие лицензии уже купили в Японии, Мексике, Ирландии, Гватемале и других странах.

Второй продукт Kino-mo — устройство, также проецирующее изображения, но принципиально иного уровня. Выглядит оно фантастически во всех смыслах. Помните знаменитую голограмму Майкла Джексона? Так вот на ее подготовку ушли месяцы, а необходимое оборудование перевозилось грузовыми машинами. Стартап Kino-mo разработал устройство весом около полутора килограммов, мобильность которого позволяет разместить его где угодно и как угодно (повесить на стену, потолок или любую другую поверхность). Оно спроецирует высококачественное 3D-изображение, которое не просто “повиснет в воздухе”. Поскольку это радиоустройство, им можно будет управлять откуда угодно и, к примеру, дистанционно менять контент.

Это уже не просто рекламный инструмент, это принципиально новый канал коммуникации. С его помощью компании смогут взаимодействовать со своими клиентами, его можно использовать для сферы развлечений, дизайна интерьера. В общем, настоящий привет из будущего: заходите вы, допустим, в офис, а с вами здоровается голографическая девушка. После трудового дня идете в бар — там выскакивает предложение в 3D: «Два коктейля по цене одного».

Компания Kin-mo также разрабатывает технологию, которая позволит на определенном расстоянии распознавать человеческие лица и отображать их в режиме реального времени на дисплее. Патентная заявка на устройство была подана в в прошлом году, и стартап уже получил партнерские предложения из более чем 40 стран мира.

От организации дискотек — к PhD в Оксфорде и собственному стартапу

Для Артёма Ставенко и Кирилла Чикиюка все началось еще в детстве, когда они жили на одной улице и ходили в одну школу в белорусском приграничном городе Бресте. Друзья уже тогда придумывали различные пути, чтобы заработать: организовывали дискотеки, проводили мероприятия на теплоходах. «Мы постоянно пытались что-то “предпринимать”, и уже тогда понимали, что хотим заниматься бизнесом. При этом наши увлечения были разными, поэтому мы так хорошо дополняли друг друга», — рассказывает Артём.

Артём на год старше Кирилла, поэтому поступать в Минск уехал раньше. Выбрал государственное управление на факультете юриспруденции при Академии управления при Президенте Белоруссии. После окончания школы Кирилл тоже сразу же переехал в Минск и поступил в Белорусский государственный университет на факультет радиофизики. «Честолюбивых планов у нас хватало. Но для начала мы решили поехать на заработки в Англию по студенческой программе. В итоге работали официантами, начинали с самых низов. При этом нам всегда хотелось получить образование, которое считается одним из лучших в мире”, — вспоминает Артём.

С получением английского образования долго тянуть не стали. Кирилл выиграл грант на получение PhD в Оксфорде, а Артём — в университете UCL. Основатели Kino-mo рассказывают об этом практически дежурно: на их взгляд, бесплатное обучение в лучших университетах мира не является уделом для привилегированных студентов.

«Интересно, что 95% людей в Белоруссии, когда слышат об Оксфорде или UCL, не могут представить себе никакого другого варианта, кроме как “родители дали денег”; они не подозревают, что это достижимо. Это не сказка, но люди считают, что они по определению этого не достойны. Как только ты приезжаешь учиться в известный университет, то сначала думаешь: “Как же я тут теперь, в таком крутом месте, как бы не подкачать!”. Ходишь с открытым ртом, а через несколько дней понимаешь, что не всё так страшно, а потом даже отмечаешь, что некоторые студенты позади тебя. Не боги горшки обжигают, в общем.

Если бы студенты БГУ отправились в Оксфорд, они бы там точно не потерялись. Технарей это касается в особенности», — уверенно заключает Артём.

Самая тяжелая в получении гранта сторона, по мнению основателей стартапа, —моральная. Когда приходят отказы, нужно не отчаиваться, сосредоточиться и идти дальше, исправляя ошибки, набираясь опыта и оптимизма. С мотивацией у двух друзей проблем никогда не было. Артём считает, что их нацеленность на результат — это заслуга родителей: «Они заложили в нас основы, они работают на подсознательном уровне. Это воспитание. Отсутствие “жирования” в семье и в городе. Не было такого, что у нас в семьях царил достаток. Постоянно чего-то не хватало, и это заставляло двигаться вперед, добиваться того, чего хочется. Мы себе не ставили пафосно цели, а потом не сидели и не думали, какие же мы крутые. Это было абсолютно естественное состояние для нас — постоянно находиться в действии. Ведь если не сейчас, то когда?»

Когда одна мечта достигнута, надо находить новую цель, и с этим у Артёма и Кирилла проблем не возникало. Сразу после переезда в Англию, уже не в качестве официантов, а как студенты PhD, друзья стали работать над стартапом, который сегодня известен всему миру как Kino-mo. Правда, как сейчас вспоминает Артём, браться за два дела сразу было не самой лучшей идеей: «Нас часто спрашивают, как можно совместить PhD в крупных университетах и стартап. Нам приходилось совмещать два дела, но я бы сказал, что если кто-то только раздумывает о подобном, будьте готовы, что со 100% успешностью ни то ни другое не получится. Единственный плюс от этого — в синергии. Для меня это было животрепещущей темой, потому что когда стартап вышел на довольно высокий уровень, мне пришлось приостановить работу над PhD».

Участие в шоу Dragon’s Den, или как отказаться от 90 000 фунтов стерлингов

Темы диссертаций Кирилла и Артёма — биомедицинская инженерия и энергетика — никак не связаны с их стартапом, поэтому приходилось работать ночами и все выходные. К 2012 году Kino-mo уже удалось создать первую разработку — прототип того самого светодиодного устройства для рекламы на велосипедах. Однако, даже будучи студентами престижных университетов, Артём и Кирилл по-прежнему не располагали средствами для развития своего проекта. При этом работать на сторонние компании друзьям никогда не хотелось, Артёму и Кириллу было важно сделать “что-то своё”.

Привлечь к стартапу внимание друзья решили с помощью шоу Dragons’ Den на BBC — культовой телепрограммы о бизнесе и стартапах, где участники пытаются убедить влиятельных британских миллионеров в успешности своего продукта и предложить им долю в бизнесе.

Обычно “драконы” разбивают в пух и в прах львиную долю идей, и участники уходят домой расстроенными, с подорванной верой в себя и свой продукт. Однако компанией Kino-mo и их идей проецирования изображений на колёса велосипедов заинтересовались абсолютно все инвесторы. Однако от предложенных на шоу денег стартап отказался. «Нам сделали инвестиционное предложение: 90 000 фунтов за 40% компании. Мы пожали руки, а после съемок отказались от сделки, как это часто бывает на подобных шоу. Ценнее для нас были лестные отзывы “драконов” и их желание вложиться в нас: это благотворно повлияло на нашу репутацию, не говоря уже о том, сколько людей узнали о нас благодаря передаче», — вспоминает Артём.  

После участия в Dragons’ Den проект получил хорошую рекламу, но, увы, не деньги. Впрочем, этот вопрос быстро решился за счёт посевных инвестиций (seed investments). «Мы получили инъекцию кэша, чтобы работать, тратить время на компанию.

Мы также провели краудфандинговую кампанию по принципу equity, при котором каждый получает долю в компании. Так мы собрали 700 000 долларов и получили предложения от инвесторов», — делится опытом Артём.

В гостях у Ричарада Бренсона

В последующие три года стартап Kino-mo занимался разработкой своего второго продукта (того, с чем сейчас ассоциируется компания) — устройства, проецирующего голографические 3D-изображения. С технической точки зрения, отмечают основатели проекта, это не голограмма, равно как и все то, что принято сейчас называть голограммами. Однако так уж сложилось, что именно это слово используется широкой аудиторией. К 2015 году проект перешел, как говорит Артём, из стадии стартапа на более серьезный уровень. Они с Кириллом закончили работу над PhD и полностью сосредоточились на проекте.

И тут с Kino-mo случился Ричард Бренсон. Проект отправился на конкурс Pitch to Rich 2015, проводившийся британским миллиардером и его компанией Virgin Group. По итогам соревнования Kino-mo занял первое место в главной категории — Start Up. «В качестве награды мы получили маркетинговую кампанию стоимостью 150 000 фунтов. На эти деньги мы могли заказывать любые маркетинговые услуги. Плюс самые разные призы от спонсоров. Гигантское покрытие в прессе и все вытекающие из этого бонусы.

Наш второй офис находится в Белоруссии, там мы получили возможность набирать в штат лучших специалистов, то есть работать с лучшими из лучших в стране, которая считается инженерной меккой», — рассказывает Артём. 2015 год вообще выдался удачным для проекта: в апреле стартап заключил партнерство с Intel. В этом же году предприниматели заключили первый контракт на поставки голографических экранов с английской компанией D-Media на сумму $4 млн ежегодно. Кроме того, пополнили список своих наград: к Shell Live Award и UCLAdvances Award добавилась Top-3 British Innovations 2015.

Однако лишь недавно, впервые за пять лет, в жизни компании произошло событие, которое говорит о серьезном прогрессе: «Это достижение, которое имеет отношение к настоящему бизнесу, самое стартаперское, без медиа-начинки: в нас инвестировал миллиардер Марк Кьюбан, профессиональный инвестор, в портфолио у которого более ста компаний. Для нас это самая высокая оценка нашей профессиональной деятельности».

Когда у нас не было ничего за душой, мы попали на телешоу, потом на конкурс к Бренсону, а теперь наконец-то мы работаем с серьезным инвестором, с помощью которого мы поставим проект на бизнес-рельсы. Для нас это гораздо значимее всех шоу вместе взятых.

«Теперь перед нами цель — развить проект до того уровня, когда мы сможем им по-настоящему гордиться”.  

Для широкой аудитории Kino-mo планирует представить продукт на выставке CES в Лас-Вегасе.

Фото: Kino-Mo

Дарья Радова

Журналист, преподаватель русского языка и литературы

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

3 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

3 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

4 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

5 дней ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

6 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

6 дней ago