Умный лагерь «Марабу» существует совсем недолго, однако за это время в нем успело побывать около двухсот детей из более чем тридцати стран, и многие из них возвращаются снова и снова. О феномене этого лагеря, который учит думать и помогает разрешить вопросы самоидентификации, мы решили поговорить с постоянным участником образовательных программ «Марабу», литературным критиком Александром Гавриловым.
Александр Гаврилов: В том, что в «Марабу» не просто чему-то учат. Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня. Дело в том, что в современном мире формируется культура, в которой не думать не стыдно. Мы оказались в ситуации, когда человек, который любит, умеет и способен думать, может никогда в жизни не встретить другого такого же. А в «Марабу» как раз собираются люди (я говорю и о детях, и о преподавателях, и о вожатых), привыкшие к интеллектуальному труду, причем люди со всех концов света. Дети могут почувствовать, что у них есть единомышленники по всему миру, и эти единомышленники говорят с ними на одном языке. Эта вовлеченность в интеллектуальную работу с представителями русского мира кажется мне дико важной.
А.Г.: Не стыдно. Меня слушатели часто спрашивают: зачем все знать, если можно все посмотреть в Google. Я им говорю: «Представьте себе, если бы у Менделеева не было бы в голове всех атомных весов, то он бы никогда свою таблицу и не написал. Если мы не знаем заранее теорему Пифагора, мы не сможем ее найти в интернете». При этом я привожу примеры из точных наук, но на самом деле гуманитарное знание страдает от подобного подхода гораздо больше.
Кроме того, я абсолютно уверен, что мир, в котором мы живем, становится все сложнее и сложнее. Не в том смысле, что мучительнее, а разнообразнее и непредсказуемее. Поэтому в долгосрочной перспективе выигрывают те люди, которые готовы к сложностям, могут анализировать сложную информацию и делать из нее комплексные выводы. Та же литература в этом смысле — один из самых простых и удобных полигонов. Можно практиковаться в анализе простых систем и готовиться к анализу сложных.
А.Г.: Ну вот, например, на весенние смены, которые уже вот-вот начнутся, я запланировал два курса. Первый — почему художник, который нарушает запреты, может быть не только наказан, но и прославлен обществом. Классический случай — это Франсуа Вийон, который был вором, жуликом и висельником, и при этом для нас это один из самых главных поэтов Франции. На второй смене будем говорить про дурацкие шутки и их важность.
А.Г.: В «Марабу» приезжают разные дети: и с очень развитым русским языком, и с более «бабушкиным» (я так называю русский язык, в котором слово «курочка» есть, а слова «синхрофазотрон» нет), но про дурацкие шутки и поэзию абсурда они все понимают более-менее одинаково. Я именно потому и стараюсь в своих курсах использовать очень простые штуки. Кроме того, я даю не только русский материал, а еще английский и французский, чтобы те, кто не читал Пруткова, и те, кто не читал Эдварда Лира, были примерно в одинаковом положении.
P.S. В этом году, помимо традиционного летнего лагеря, команда «Марабу» впервые проведет еще и летнюю школу для подростков 14-16 лет. Она будет посвящена наукам о человеке — биологии, генетике, биоинформатике и психологии. Участники летней школы узнают, как выбирать вуз в зависимости от того, чем хочешь заниматься, какие дополнительные курсы стоит брать, чтобы расширить свои возможности, как планировать академическую карьеру и так далее.
Узнать подробности обо всех сменах и задать дополнительные вопросы вы сможете на сайтах «Марабу».
Люберон, Франция
25 марта — 2 апреля
8–16 апреля
Бюкк, Венгрия
1–14 июля
16–29 июля
31 июля — 13 августа
Бюкк, Венгрия
31 июля — 13 августа
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…