На этой неделе Палата Общин должна решить, как именно Великобритания будет выходить из Евросоюза и как этот выход отразится на статусе граждан европейских стран, уже живущих в стране. Мэр Лондона Саддик Хан уверен в том, что миллион европейцев, живущих в столице Англии, вносят огромный вклад в его экономику, культуру и общественную жизнь. Об этом он написал на прошлой неделе в своем фейсбуке, пообещав, что люди с европейскими паспортами всегда будут желанны в Лондоне и будут встречены здесь с радушием.
Мы расспросили «европейских русских» — русскоязычных людей с паспортами ЕС — о том, чем они здесь занимаются и может ли, по их мнению, повлиять Брекзит на их жизнь и работу.
Роман Григорьев, предприниматель, переехал в 2004 году из Эстонии
Роман Григорьев – бизнесмен, за плечами которого 13 лет жизни в Лондоне и несколько успешных проектов. Он приехал в Великобританию в 2004 году вместе с первой волной эмиграции из только что вступившей в Евросоюз Эстонии. Роман получил диплом магистра по недвижимости в Университете Oxford Brooks, а после окончания курса остался строить свой бизнес. Два его наиболее успешных проекта – агентство по недвижимости Longrad и платформа для поиска фотографов Splento, которая позволяет быстро и недорого заказывать фотографов на мероприятия.
Григорьев называет себя «серийным предпринимателем». На практике это означает, что он готов мгновенно переключаться с работы в недвижимости на фотографический стартап и обратно. В разгар рабочего дня он нашел время встретиться с Russian Gap в офисе агентства в Mayfair, несмотря на то, что второй офис находится на противоположном конце города, в более доступном районе Greenwich.
Лондон соответствует амбициям Григорьева, и здесь его всё устраивает: «Я считаю Лондон лучшим городом в мире. Это идеальное место для предпринимателя, для любого амбициозного человека. Здесь будет хорошо любому, кто космополитичен и любит микс культур. Здесь ты себя чувствуешь как дома. Я катался по всему миру, жил и работал в Америке, и если ты не американец, то ты очень странно себя там чувствуешь. Ты должен принять все американские ценности. На самом деле, то же самое и по всей Англии. Но в Лондоне другое: ты едешь в метро и видишь, что вокруг тебя 60% — иностранцы».
Несмотря на недавние изменения курса политики, Григорьев никуда переезжать не планирует: «На данный момент я не представляю лучшего места в мире не только для молодых профессионалов, но и для жизни семьи, где есть всё, что надо».
Александра Боикова, танцовщица, переехала в 2013 году из Литвы
Александра Боикова приехала в Лондон в 2013 году учиться на хореографа-постановщика, впоследствии это и стало ее работой. Она преподает танцы детям: все от балета до хип-хопа.
Выбор на Лондон пал случайно. Боикова приехала попробовать себя и посмотреть, как ей будет в новой стране: «До переезда в Лондон я никогда здесь не была, мне было безумно интересно, к тому же, я знала английский язык и обожала путешествовать. Когда тебе лет 18-19, тебе вообще хочется всего, вот поэтому и переехала. Просто пальцем ткнула и уехала, абсолютно наобум».
Отношение к городу неоднозначное, многое в новой жизни не нравится. После объявления правительства о выходе из Евросоюза Боиковой всё чаще стали задавать вопросы, будет ли она оставаться, будет ли делать разрешение на проживание и работу. «Из-за сложившейся ситуации очень чувствуется давление, особенно сейчас. И в рабочей обстановке, и во всем остальном. Очень много требуют», — говорит она.
Оставаться жить в Англии на всю жизнь Александра Боикова не планирует. Вместо этого она хочет дальше путешествовать и искать себя, но признаётся, что опыт жизни и работы в Лондоне стал для неё большой ступенью на пути развития, и сейчас она задумывается о построении собственного бизнеса.
Яна Борисова, маркетолог, основатель кейтеринговой компании, переехала в 2009 году из Латвии
Перед переездом в Лондон Яна Борисова успела отучиться в магистратуре на отделении международных отношений в Италии. Работает маркетологом в издательской компании Central media, параллельно развивает собственный бизнес — кейтеринг-компанию Matryoshka, специализирующуюся на постсоветской кухне.
В Лондон Борисова приехала из любопытства: «В 2009 году в Латвии был кризис, не очень легко было найти работу, но это не было главной причиной. Мне всегда хотелось побывать в Англии. Я буквально в пятницу об этом подумала, а в понедельник уже поехала. И с тех пор больше никуда не хотела уезжать».
«Италия на тот момент мне казалась слишком старым миром. Англия в этом смысле точно такая же, но Лондон – другой. Здесь ты редко чувствуешь себя иностранцем». Из Лондона уезжать не планирует: «Я и перед Брекзитом знала, что хочу здесь остаться. Я всегда с родителями шучу, что родилась в одном Союзе, и еще неизвестно, где в итоге будет этот Союз. Я считаю, что чем больше паспортов, тем лучше. Сомневаюсь, что я вернусь в Латвию. Но с моим энтузиазмом я могу так же внезапно куда-то еще переехать через 10 лет, как я приехала в Лондон. Конечно, я люблю Латвию, там у меня семья, но если я уеду, то это точно не будет связано с Брекзитом».
Дмитрий Коновалов, соучредитель компании, переехал в 2003 году из Литвы
Дмитрий Коновалов приехал в Великобританию еще до вступления Литвы в Евросоюз, на тот момент ему требовалось разрешение на работу. Первые 10 лет жил в Шотландии, где работал в онлайн-сервисе по поиску билетов Skyscanner, а после перехода в партнерскую компанию OneTwoTrip переехал в Лондон продвигать бизнес в Европе. Сейчас Коновалов работает над несколькими проектами: собственным сервисом по поиску и сравнению цен Airinme и трэвел-сервисом IQPlanner.com, который помогает пользователям находить нужную информацию о путешествиях и планировать сложные маршруты.
Штат компании IQPlanner.com, в которой Коновалов является соучредителем, интернациональный. Часть людей работают удаленно из Санкт-Петербурга, но головной офис находится в британской столице: «Лучше Лондона в Европе вы не найдете места. Несмотря на то, что производство, аренда помещений и рабочая сила здесь на порядок дороже, чем, например, в Ньюкасле или Шотландии, Лондон для нас является идеальным местом для масштабирования бизнеса. Это ворота для роста бизнеса и найма людей со всей Европы».
Коновалову также нравится оживленный ритм жизни города: «Здесь очень много динамики, много талантливых людей. Специалисты из всех стран стараются сделать себе имя здесь».
Лондон привлекает Коновалова не только полезными связями в рабочей и бизнес среде, но и своей активной интересной жизнью и обилием возможностей: «Когда мы с семьей переехали в Эдинбург, для моей жены стало шоком, что в 6-7 часов почти всё уже закрывалось, кроме пабов, и на этом жизнь заканчивалась. Здесь движуха, здесь люди живут и работают 24 часа в сутки».
В этом смысле большой город, где магазины работают допоздна, удобен для семейной жизни. «Люди зарабатывают деньги, и сфера услуг подстроена под это. Лондон в этом плане больше похож на Москву», — отмечает Коновалов. К минусам он относит высокий уровень цен: «Лондон – это дорогой город. Здесь нужно аккуратно просчитывать траты. Нужны ли нам топовые специалисты, или хватит одного менеджера? Нужно ли нам находиться в Хаммерсмите, Сити? Наша компания зарегистрирована в Кенсингтоне, но мы, скорее всего, не будем туда нанимать сотрудников, в настоящее время находимся в поиске местоположения для головного офиса».
О влиянии Брекзита на политику и собственный бизнес Коновалов не спешит делать выводы: «Первое, что я сделал, когда зашла речь о Брекзите, это оформил документы и получил гражданство. Тем не менее всё, что мы пока видим, – это спекуляции на тему хорошо это или плохо». Коновалов уверен, что последствия для бизнеса будут, и есть много опасений, но пока об этом говорить рано: «Мы активно набираем сотрудников в штат, получаем много резюме и рассматриваем разных кандидатов, в том числе из европейских стран. Пока идет business as usual».
На вопрос о дальнейших планах говорит, что готов с женой и детьми переехать ради работы и в другую страну: «Мы гибкие. Если бы нам подвернулась хорошая возможность пожить и поставить бизнес на ноги в другой стране, – и этой страной вполне могла бы быть и Россия, и Литва – мы бы спокойно к этому отнеслись».
Татьяна Чебашева – маркетолог, переехала в 2011 году из Молдовы
Татьяна Чебашева приехала в Англию в 2011 году учиться: год отучилась в колледже, затем поступила в Манчестерский университет. С языком проблем не было, на момент приезда в Англию она свободно говорила на английском, прожив год по обмену в Америке. Свой выбор объясняет просто: «Весь мир хочет получить английское образование». К тому же старшая сестра уже училась в Англии, и было понятно, с чего начать.
Формально Молдавия не входит в Евросоюз, но у многих её жителей, помимо основного, есть также европейский паспорт. После распада СССР Румыния объявила, что те, кто жили на правом берегу Днестра, могут получить гражданство. «Моя родня жила на правом берегу, и родители получили второе румынское гражданство. В те годы никто и не думал, что это может пригодиться, о европейской зоне не было речи. Зато когда в 2007 году Румыния вступила в Евросоюз, мы праздновали всей семьей», — рассказывает Татьяна.
Благодаря европейскому паспорту, Чебашева смогла взять отсроченный кредит на образование, и стоимость обучения была, как для европейцев, заметно ниже: «За время учебы я ни цента не заплатила, выплачивать кредит начала только сейчас, получив работу».
Сейчас Татьяна Чебашева работает с клиентами и занимается управлением проектов в одном из самых крупных маркетинговых агентств Европы. Ей 23 года, и сегодня ее основная цель – получить опыт работы: «В Лондоне много возможностей. Кишинёв – настолько маленький город, что там не найти хорошую работу без связей и знакомых, а здесь нужно просто много и упорно работать. В Лондоне есть всё для всех видов профессий, хобби, национальностей».
Где много возможностей, там и большая конкуренция. С британским дипломом Чебашева нашла работу через полгода активных поисков: «В университете мне сказали, что мне нужно подать на 100 вакансий прежде чем получить работу, а я отправила всего на 50. Поэтому можно сказать, что это было быстро».
Среди главных минусов Англии Татьяна называет еду: «Фермеры в Молдавии не добавляют химикаты – возможно, потому что нет денег, страна небогатая, все продукты натуральные, даже не сравнить. Фрукты в Англии пластмассовые, они сделаны не понятно из чего. Клубника только выглядит как клубника, а на вкус как трава. В Кишинёве клубнику собирают в 5 утра и привозят только собранную в 2 часа дня, а к вечеру она уже портится. Здесь же она лежит в магазинах месяцами».
«Я очень скучаю по вкусной еде. Молдова маленькая, делать особо нечего, но к нам можно приехать поесть, как в кулинарное путешествие, — шутит Татьяна. — К тому же, наша еда денег почти не стоит».
Брекзит пока на жизнь девушки не повлиял, за исключением того, что она начала собирать документы для оформления вида на жительство: «Уровень жизни в Молдавии падает, и я планирую перевозить сюда своих родителей. Хочется, чтобы они были поближе, а обратно возвращаться не хочу».
Ольга Чепёлкина – мастер по маникюру, переехала в 2015 году из Латвии
Ольга Чепёлкина живет в Лондоне чуть меньше двух лет. Она не планировала переезжать, несмотря на то, что старшая дочь учится здесь больше семи лет. Вся семья решилась перебраться в Лондон главным образом ради образования младшего сына, который увлекается рисунком, фотографией и видео. Поэтому когда Чепёлкиной поступило предложение о работе, она согласилась переехать и работать в одном из лондонских салонов. В настоящее время она работает мастером по маникюру в русско-английском салоне в западном районе Chiswick.
О своем отношении к Англии Чепёлкина говорит осторожно, называя страну очень своеобразной: «Так как я из маленькой европейской страны, пока я не привыкла, и мне здесь достаточно сложно. Но сыну нравится, мужу нравится, дочке нравится, это самое главное». Несмотря на трудности, возникшие после переезда, Ольга старается активно знакомиться с людьми, заводит друзей, в основном, русскоговорящих. «В Риге у меня всё было хорошо, хорошая работа и устроенный быт. Конечно, немножко было жалко это всё терять, но я считаю, что лучше пожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Надо делать поворот на 360 градусов, чтобы в старости было что вспомнить».
Марина Краснопёрова, менеджер в компании Badoo, переехала в 2012 году из Эстонии
Марина Краснопёрова приехала в Лондон из Эстонии учиться в университете. В настоящее время работает менеджером в отделе поддержки пользователей в лондонском офисе одной из крупнейших социальных сетей для знакомств Badoo. Активно развивающаяся на международном рынке компания известна среди русских программистов, поскольку предлагает зарплаты не ниже рыночных в сфере IT, а ее социальный пакет не уступает таким корпорациям, как Facebook и Google.
«Изначально я хотела поехать учиться в Швецию, но для бакалавриата нужно было знать шведский язык, поэтому выбрала Лондон», – рассказывает Марина. Улыбчивая светловолосая девушка признается, что за пять с половиной лет так и не привыкла к Лондону: «Если честно, для меня этот город слишком большой, поэтому я планирую уехать в Барселону». Сейчас она учит испанский и начинает искать работу в новой стране.
В Лондоне Краснопёровой мало что нравится, легче назвать, что не нравится – жилищные условия, то, что приходится делить квартиру с соседями, а также дорогой и, по её словам, грязный и некомфортный общественный транспорт. «Мне не нравятся расстояния: чтобы с кем-то встретиться, нужно ехать час на другой конец города. Мне нужен город поменьше. И еще я очень скучаю по морю».
Текст: Анна Чернова
На обложке: Яна Борисова
Фото и видео: Наталия Тарасова