На весенних каникулах лагерь Maksatics откроет в английском колледже Ardingly новый киносезон. Дети из Европы, России и Англии в возрасте от 8 до 14 лет будут создавать собственные фильмы, пробуя себя в роли режиссеров, операторов, сценаристов, композиторов, актеров и декораторов. Russian Gap попросил автора идеи и основателя Maksatics Camp Юлию Романенкову рассказать о том, зачем детям снимать кино, чего не хватает русскоязычным подросткам в Великобритании, и что могут придумать дети про спящую красавицу, если ее за 300 лет так никто и не поцелует.
Как началась идея
Я далека от кино, всегда занималась финансами и банками. В 2008 году, когда мы еще жили в России и я ждала третьего ребенка, муж купил территорию заброшенного пионерлагеря в поселке Максатиха под Тверью и сказал: “Делай с ним что хочешь”. Я до самых родов работала в банке, думать было некогда не только о каком-то объекте приобретения, но и собственных детях. С рождением дочки хлопот прибавилось. Старшим детям было скучно сидеть на даче и смотреть, как я жонглирую памперсами и котлетами, поэтому мы собрали компанию из 25 детей и отправили всех в наш лагерь. Детям понравилось, но ездить туда из года в год им не хотелось: нужна была интересная программа. Я подумала: важно сделать что-то такое, что понравится моим детям, ведь их сложнее всего обмануть. Если им будет хорошо, подтянутся и остальные. Теперь моя 13-летняя дочь в подарок на день рождения просит поехать в лагерь на 2 или 4 недели!
Почему кино?
Все дети любят смотреть кино и мультфильмы, многие мечтают стать актерами, но мало кто из них представляет, что кино – это совместный труд большой группы людей. Мы адаптировали процесс кинопроизводства и создали на его основе программу, в которой дети, не имея никаких навыков или знаний, выбирают себе кинопрофессии и снимают фильмы с нуля. Коллективная работа помогает им лучше понять свои способности, дает возможность применить их на практике и сразу оценить результат. От идеи фильма до премьерного показа проходит всего одна–две недели. Начиная с основания лагеря в 2010 году, дети сняли уже более 200 короткометражных фильмов и более 20 мультфильмов, многие работы получили награды на различных детских кинофестивалях. В сентябре 2016 года на Первом кинофестивале фильмов об инвалидности и различиях в Каннах мы получили «Хрустальную русалку» за фильм “Потерянная девочка” и награду ЮНЕСКО “За солидарность с молодёжью”.
Зачем в Англии кинолагерь на русском?
Четыре года назад мой супруг решил, что мне пора забыть про бизнес-амбиции и больше времени начать посвящать семье и детям. Наверное, это знакомо многим женщинам, которые приехали в Великобританию, чтобы сопровождать здесь на учебе своих детей. В настоящее время все четверо моих детей благополучно учатся в английских школах, где, к сожалению, забывают русский язык и традиции. Думая прежде всего о них, но также еще о тысячах детей с похожей историей, я решила создать кинолагерь в Англии, в котором могла бы использовать успешный опыт «Максатиха Кэмп» в России.
Не все пошло сразу гладко: было сложно найти интересную для съемок и при этом пригодную для жизни детей локацию, возникали юридические коллизии, я также намучилась с подбором персонала. Все профессионалы из мира западного кино готовы работать только за бешеные деньги, желательно не с детьми, и меньше всего их волнует результат детского творчества. Меня это дико не устраивало.
В результате многочисленных интервью для работы с детьми мы решили приглашать русскоязычных педагогов из стран бывшего Союза. Сегодня у нас работают две команды педагогов: российская и английская. В российской “Максатихе Кэмп” в нашей команде более 200 человек: режиссеры, операторы, актеры, музыканты, преподаватели вокала и танцев. В Британии своя команда, которая проходит подготовку и тренинги, но все они — опытные, известные педагоги и творческие люди. На группу из 12-14 детей приходится двое вожатых — один с творческим, другой с психологическим образованием. Все педагоги проходят DBS-check, проверку на отсутствие противоправной деятельности.
Для полного погружения в творчество мы нашли в этом году потрясающую локацию: более 120 гектаров территории действующей школы-пансионоа Ardingly College под Брайтоном. В этом году мы проводим там одну неделю в апреле и две в конце августе. К сожалению, пока мы можем принять не более 45 детей. В апреле к нам приедут дети со всей Великобритании, а также из России, Германии, Норвегии и даже Гонконга.
Про мечту русскоговорящих родителей
Одна из мам, живущих в Великобритании, которая отправляла нам своих детей, сказала: “Конечно, в Англии самое лучшее образование, но где мы сможем дать нашему ребенку русскую душу?” Это не просто слова: это взаимовыручка, понимание, любовь друг к другу, теплота, демонстрация которой не приветствуется в британских школах. Там дети учатся быть скованными индивидуалистами, нацеленными на себя, умеющими дистанцироваться.
Мечта многих русскоговорящих родителей, живущих в Великобритании, с которыми я общаюсь, — чтобы их ребенок не забывал русский язык и культуру. Несмотря на политическую конъюнктуру, знание русской культуры для тех, кто получил английское образование, является больше преимуществом, чем недостатком.
Заставить детей изучать русский язык очень сложно. В английских школах тяжелая программа, подготовка в экзаменам и поступлениям в школы, различные дополнительные занятия и репетиторы. У детей практически отсутствует свободное время, и в единственный выходной день ездить в русскую школу хотят не многие. В российские лагеря отправлять детей родители не хотят по разным причинам. Чаще всего, дети болезненно реагируют на критику их способности общаться по-русски со сверстниками, живущими в России. Уровень языка у них другой: они не всегда понимают шутки или фразеологические обороты. В нашем лагере такого нет.
Наш лагерь — это такое место, где мы мотивируем детей на изучение русского языка, желание общаться в русскоязычной среде. И конечно, главное — это кино. Для детей, приезжающих из России и других стран, это опыт проживания в билингвальной компании, мостик для дальнейшего образования в англоязычной школе.
Про кино и зомби
Дети снимают то, что любят смотреть сами. С нами они снимают фильмы в разных жанрах: мюзикл, комедию, документальные фильмы, хоррор, фантастику. Наши смены не повторяются, потому что некоторые дети приезжают на несколько смен подряд.
Дети очень любят снимать фильмы-страшилки, особенно про зомби, в которых все друг друга пугают и съедают. В 2014 году дети предложили снять фильм “Белоснежка и 7 зомби” про спящую красавицу, которую за 300 лет так никто и не поцеловал, и она превратилась в ходячего мертвеца, потому что у нее истек срок годности.
От года в год растет опыт детей, они разбираются в кино и жадно хотят снимать все более сложные сюжеты на животрепещущие темы. Мы часто даем им на пробу произведения русской классики: Гоголя, Достоевского и других писателей.
Про результаты и последствия
Сегодня, по своим детям и их сверстникам, я вижу, что они зачастую сами не знают, чего хотят. Им трудно сфокусироваться на чем-то одном, поэтому в нашей программе, кроме кино, есть много других интересных мероприятий: спортивные занятия, игры. Однако процесс создания кино учит терпению и ответственности, умению доводить начатое до конца. Ты не можешь все бросить и сказать: “Я больше не хочу дорисовывать эту картину” или “Я устал играть в десятом дубле”.
Есть ограниченное количество времени, есть круг людей и есть задача, которую надо выполнить, чтобы в итоге показать готовый фильм родителям, друзьям на YouTube и включить результат в свою анкету при поступлении в престижную школу или университет.
Для меня главное – дать возможность детям почувствовать, что они могут делать что-то сами, вкладывая туда свои способности и труд и получая результат сейчас, а не через 20 лет. Все это я называю креативностью, которая так всем может пригодиться в жизни для реализации задуманных целей, когда из ничего получается вдруг конфетка. Как ни странно, ничто так не ценится, как результат собственного вложенного труда. Поэтому более 70% детей к нам возвращаются снова. Родители меня иногда спрашивают: “Чем вы их там кормите? Почему они к вам так рвутся?”
Все просто. Дети возвращаются к нам, чтобы снова побыть самостоятельными и полноправными членами творческого коллектива, попробовать себя в новой профессии, заработать собственного «Оскара» — “Золотого пупса” — в своей номинации, а также чтобы быть услышанными и понятыми.
Перед сном в лагере принята традиция зажигать “свечку” . Это обмен мнениями и обсуждение прошедшего дня, всего того, что детям интересно. Все плохое сгорит в огне, а хорошее запылает ярче.
Вернувшись домой, родители меня спрашивают: “А что такое свечка? Ребенок нам говорит: «Зажги свечку!” Дети хотят, чтобы с ними говорили, чтобы их выслушали, не на бегу и не в суете. Одна мама мне говорила: “Юля, мой ребенок первый раз в жизни спросил: “А что ты делала сегодня? А почему ты уставшая и грустная?”
Мы сами своих детей не всегда слышим, нам некогда, они это чувствуют. А когда ребенок нам не интересен, ему не интересны и мы. Главный успех программы заключается в том, что мы возбуждаем в детях интерес к тому, что происходит вокруг них.
8-16 апреля пройдет весенняя смена. Подробности на сайте maksatics.camp.