Свободная любовь, секс и роботы: что ждет человеческие отношения в будущем

Будут ли женщины по-прежнему рожать детей? Как будут выглядеть семьи и заменят ли роботы сексуальных партнеров? Чтобы ответить на эти вопросы, Russian Gap попросил Александру Шевелеву отобрать семь научно-популярных книг, предсказывающих, как будет устроена личная жизнь человечества в будущем.

Одиночество станет нормой

Все больше городских жителей по всему миру живут сами по себе, не вступают в брак и не обзаводятся постоянными партнерами. Нью-йоркский социолог Эрик Кляйненберг считает это явление не просто новой нормой, а новым витком эволюции, и объясняет его ростом индивидуализма, который заставляет людей заботиться прежде всего о собственном счастье, а не о продолжении рода и объединении кланов. Он предсказывает, что в будущем одиночество станет совершенной нормой просто потому, что людям так больше нравится жить. Ведь одиночество больше не означает, что у человека нет друзей, сексуальных партнеров или обширного круга знакомых. Что, в общем-то, заставляет задаваться все новыми вопросами: как обеспечить всех одиноких отдельными недорогими квартирами, кто будет ухаживать за ними в будущем и как должна быть устроена система домов престарелых, если все, в конечном счете, там окажемся?

Журналистка New York Magazine Ребекка Трейстер, автор бестселлера “All the Single Ladies”, поддерживает Кляйненберга. В своем подробном исследовании новой демографии она приводит впечатляющие цифры: если в 60-е годы 60% американок в возрасте от 18 до 29 были замужем, то сегодня таких лишь 20%. То же самое происходит и в других развитых странах мира; хуже всего с браком дела обстоят в Японии, где 49% женщин и 61% мужчин в возрасте от 18 до 34 лет не состоят ни в каких отношениях, 40% из них — девственники. Ребекка Трейстер рассказывает, как независимость женщин от брака меняет экономику и будущее США.

Читать: Rebecca Traister. All the Single Ladies: Unmarried women and the rise of an independent nation. Эрик Кляйненберг. «Жизнь соло. Новая социальная реальность».

Секс для удовольствия, а не для зачатия

Деторождение и сексуальность начали расходиться еще в начале XX века, а окончательно утвердило новый порядок вещей появление контрацепции. Однако то, что интимные отношения и зачатие могут быть разведены, окончательно стало понятно после изобретения зачатия в пробирке.

Профессор Стэнфордского университета Генри Грили в своей книге «Конец секса и будущее человеческой репродукции» пошел еще дальше. Он уверен, что через несколько десятилетий страховым компаниям и государствам будет дешевле оплачивать технологию клеточного перепрограммирования и полное прочитывание генома у эмбриона перед его выращиванием, чем впоследствии лечить детей с серьезными заболеваниями. Таким образом, по словам профессора, людей, которые продолжат зачинать детей «традиционным» способом, будут считать безответственными, подвергающими будущих детей ненужному риску генетических мутаций и отклонений.

Читать: Henry T. Greely. The End of Sex and the Future of Human Reproduction.

Гендер можно будет выбирать по своему вкусу

Развитие технологий клонирования, создание искусственной спермы, яйцеклетки и даже матки рано или поздно приведут к тому, что для продолжения рода больше не потребуется союза мужчины и женщины. А это значит, что различия между ними не будут больше так важны, как сейчас: пол станет ориентацией, личным выбором каждого.

В книге “How Sex Changed: A History of Transsexuality in the United States” историк Джоанна Мейеровитц рассказывает, как меняются сами значения слов “мужское”, “женское”, “пол” или “гендер”, через какие мучения проходили люди, недовольные своим биологическим полом, как менялось отношение к гендерному многообразию и как интернет помог организовать движение за права трансгендерного сообщества.

Читать: Dr. Joanne Meyerowitz. How Sex Changed: A History of Transsexuality in the United States.

Появятся новые формы семей

Что такое семья? Пара, которая воспитывает детей? Или две старушки, которые решили жить вместе? Или четверо гетеросексуальных мужчин, закончившие колледж 20 лет назад и живущие до сих пор вместе, потому что стали уже родными людьми?

Представления о семье меняются, что будут называть семьей в будущем — совершенно непонятно, предупреждает гарвардский социальный психолог Белла Де Пауло, автор книги “How We Live Now: Rede ning Home and Family in the 21st Century”. Она исколесила всю Америку, проводя бесчисленные интервью с совершенно разными людьми об их образе жизни, о том, с кем они живут, с кем заводят детей и кого считают своей семьей. В частности, Белла Де Пауло рассказывает об американской базе CoAbode, которая объединяет десятки тысячи матерей, воспитывающих детей самостоятельно, и желающих объединиться и жить с такими же, как они, матерями и их детьми. Или о сервисе родительского партнерства, благодаря которому можно найти человека для того чтобы завести с ним общего ребенка и воспитывать его. Такое партнерство не предполагает романтических или интимных отношений между родителями.

Старость тоже необязательно должна быть одинокой: в США сейчас набирает популярность движение Golden Girl Homes, объединяющее пожилых женщин, которые находят для себя сверстниц, с которыми хотели бы жить. Аналогичный проект (Older Women Cohousing) вот уже 20 лет существует и в Великобритании. В общем, решение с кем и как жить, с кем заводить и воспитывать детей приходится принимать самостоятельно и ровняться на то, как делали наши родители и бабушки с дедушками, скоро будет совершенно невозможно.

Читать: Bella de Paulo. How We Live Now: Rede ning Home and Family in the 21st Century.

Отношения с несколькими партнерами станут приемлемыми

Обсуждение полиамории — возможности открытых отношений с несколькими партнерами — вызывает пока что больше вопросов, чем ответов, но не исключено, что в будущем любовные треугольники, квадраты и другие геометрические формы станут общественно приемлемыми способами устройства личной жизни. Полиамория может стать вполне жизнеспособной формой личной жизни в том числе и благодаря научным прорывам. Так, в прошлом году появился первый ребенок, для зачатия которого использовали ДНК трех человек: ядро яйцеклетки матери, яйцеклетку донора и сперму отца. И хотя сделано это было из-за редкого генетического заболевания матери, такую же технологию могут использовать и полиаморные семьи. Также в прошлом году парламент Великобритании одобрил технику зачатия, в которой могут участвовать три человека.

Автор книги “Polyamory in the 21st Century” Дебора Анаполь разбирает моногамный стандарт как экономически и социально навязанную форму отношений, с которой человечеству, судя по всему, до сих пор тяжело смириться. Среди ее аргументов: многовековое существование институтов измен, служебных романов и сожалений о давно ушедшей беззаботной и свободной молодости, когда можно было практически все.

Читать: Deborah Anapol. Polyamory in the 21st Century: Love and intimacy with multiple partners.

Для секса разработают чувственных роботов

Секс-роботы со встроенным искусственным интеллектом наверняка будут считывать эмоции и подстраиваться под наши желания куда лучше непредсказуемых сексуальных партнеров, интимные отношения на расстоянии станут возможны, а любовью будет удобнее заниматься в шлеме виртуальной реальности.

Многих такое технологическое будущее в собственных спальнях скорее пугает, но есть и адепты нового подхода. Например, профессор медиакоммуникаций Джейсон Ли, автор только что вышедшей книги “Sex Robots: The Future of Desire”, уверяет нас, что в физических отношениях с роботами нет ничего страшного. Человечество, по его словам, всегда испытывало интимные влечения к разным неодушевленным предметам: вспомнить хотя бы ту же мраморную Галатею или множество других статуй богов или богинь, в которых на протяжении всей истории человечества влюблялись простые смертные. Чем это не прообраз секс-роботов? Все это нам знакомо, да и, по словам профессора, многим нравится.

Читать: Jason Lee. Sex Robots: The Future of Desire.

Редакция

Мы пишем новости.

Share
Автор
Редакция

Новые статьи

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

3 часа ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

7 часов ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

1 день ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

2 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

3 дня ago

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

6 дней ago