11 августа стартовал новый сезон английской премьер-лиги – лучшего футбольного турнира в мире. Ее матчи собирают десятки тысяч зрителей на стадионах, их показывают в 225 странах для трехмиллиардной аудитории.
Для профессиональных футболистов Англия — тоже глобальная точка притяжения. Как лучшие программисты стремятся в Кремниевую долину, модельеры в Италию, а шеф-повара в Париж, так и многие желающие стать лучшими в футболе мечтают попробовать свои силы в Англии. В итоге соотношение «местных» и иностранцев на острове оказывается в пользу последних: из 20 команд лишь четыре тренируют англичане, еще две – валлийцы, остальные 14 – испанцы, аргентинцы, португальцы, голландцы, француз, немец, ирландец, хорват, итальянец и американец. Среди игроков соотношение схожее: 70% футболистов английской премьер-лиги — иностранцы из 65 разных стран.
Увы, но спортсменов из России в ней нет. Куда же подевались россияне, которые блистали в английской премьер-лиге в прошлые годы, и появится ли спрос на русские ноги в будущем?
Кто из российских футболистов играл за английские клубы?
Первые футбольные мигранты оказались в Англии после распада СССР. В конце 1980-х за Советский Союз играли по настоящему сильные игроки, которые с радостью променяли неопределенность российских 1990-х на работу за рубежом. Активнее всего тогда уезжали в испанский чемпионат, но некоторые игроки осели в Англии. Так в «Манчестер Юнайтед» оказался нападающий Андрей Канчельскис, а в «Челси» – вратарь Дмитрий Харин.
В 2003 году в тот же «Челси» перешел Алексей Смертин, который выиграл с «аристократами» чемпионат и кубок английской лиги – первые трофеи в футбольной карьере владельца клуба Романа Абрамовича.
Последнее русское нашествие на остров началось в конце “нулевых”. В 2008 году сборная России знатно пошумела на чемпионате Европы, дойдя до полуфинала, и несколько “звездочек” той команды получили предложения от английских клубов. Первым из «Спартака» в лондонский «Тоттенхэм» летом 2008 года за 17,4 млн евро перешел Роман Павлюченко. За ним потянулись Андрей Аршавин (из «Зенита» в «Арсенал» за 16,5 млн евро), Динияр Билялетдинов (из «Локомотива» в ливерпульский «Эвертон» за 6,5 млн евро) и Юрий Жирков (из ЦСКА в «Челси» за 21 млн евро). Чуть позже к ним присоединился Павел Погребняк: в лондонский «Фулхэм» из «Зенита» нападающий приехал с трехлетней пересадкой в немецком «Штутгарте».
Куда все делись?
Все пятеро через несколько лет вернулись обратно в Россию. Выступая в Англии с разным успехом, российские футболисты в итоге не выдержали конкуренции с партнерами по команде.
«К сожалению, Аршавин стал игроком настроения, – говорил тогда тренер «Арсенала» Арсен Венгер. – Когда игра у него идет, он может выдать великолепный матч. Но часто бывает так, что он словно засыпает на поле. Мне кажется, Андрей пресытился футболом. Иногда он напоминает мне сытого кота, который объелся сметаны и которому уже лень ловить мышей. Он потерял скорость, а главное — желание отдать на поле все силы ради победы. Не только я, но и партнеры Андрея стали замечать, что он бережет себя. Где-то недобежал, где-то убрал ноги. У Аршавина светлая голова, высокая техника, но «физика» не является его коньком. А работать как следует над улучшением своих кондиций он, видимо, не хочет».
Эксперты сходятся в одном: все русские футболисты в определенный момент снизили требования к себе. Постепенно они стали терять место в составе своих клубов, а из России тем временем стали приходить выгодные предложения продолжить карьеру на родине. И большинство решило вернуться в зону комфорта, да еще и, как правило, на более высокую зарплату.
Кроме того, почти все так и не сумели адаптироваться к жизни в Англии. Казалось бы, какие сложности с адаптацией могут быть у звездных футболистов? Но большинство россиян 2010-х не смогли стать своими в Англии. Павлюченко, например, так и не выучил язык и с трудом привыкал к здешнему менталитету. Билялетдинов, когда перестал попадать в основной состав, тоже заскучал – сидел дома и смотрел российское телевидение.
“Юра Жирков мучился в Англии, конечно, больше всех. Ему очень многое не нравилось, было неуютно, и поэтому он старался поместить себя в какие-то комфортные условия. Он поселился напротив универмага «Харродс», проводил часы в бутике D&G, потому что там продавцы говорили по-русски, регулярно ходил в местный военный музей – Жирков ведь очень интересуется всем, что связано с войной. Как-то раз он буквально провел мне экскурсию по этому музею, явно изучив его вдоль и поперек. Но когда мы оттуда вышли, я восхитился городом, каким-то сквером, где люди сидели на лужайке, но Юра в ответ буквально прорычал: «Вот это меня просто бесит». Таким был его Лондон. Все остальное ему категорически не нравилось…” — писал в 2012 году комментатор НТВ+ Тимур Журавель.
Все русские футболисты в определенный момент снизили требования к себе. Постепенно они стали терять место в составе своих клубов, а из России стали приходить выгодные предложения. И большинство решило вернуться в зону комфорта.
Эти проблемы не уникальны для футбола, а работают в любой сфере при переезде в другую страну. Языковой барьер, высочайшая конкуренция, более строгие требования – и при этом возможность вернуться домой с зарубежной строчкой в резюме, повышающей твою стоимость на рынке труда. Бороться дальше или же покупать билет на самолет туда, где тебе будет гораздо комфортнее – каждый решает самостоятельно.
В итоге английские гастроли Романа Павлюченко продлились 3,5 года, после чего нападающий оказался в московском «Локомотиве». Юрий Жирков сыграл за «Челси» лишь 29 матчей и перешел в махачкалинский «Анжи», Андрей Аршавин вернулся в родной «Зенит», Динияр Билялетдинов переехал из Ливерпуля в «Спартак», а Павел Погребняк из «Рединга» перешел в московское «Динамо».
Есть ли шанс на появление новых россиян в Англии?
Скорее да, чем нет. В последние годы из России в Европу потянулось новое поколение футболистов: честолюбивые игроки, которые ставят развитие карьеры и опыт игры за рубежом выше финансовых выгод на родине. В России сегодня мало возможностей для развития футболистов от 18 до 22 лет, которым бы предоставляли достаточно игрового времени и давали право на ошибки. Поэтому игроки осторожно перебираются из резервных составов столичных клубов России в молодежные команды не самых звездных, но перспективных клубов Европы, где им дают возможность проявить себя. Игроки с российским паспортом сегодня выступают в Португалии, Австрии, Швейцарии, Дании и Чехии – странах, которые нельзя назвать футбольными топами, но которые известны своим бережным отношением к молодым игрокам.
«В Португалии или Польше тренеры, менеджеры и скауты профессиональнее, чем у нас, — признавался один российский футбольный агент. – В Европе больше внимания уделяется отдельно взятому футболисту, там видят больше плюсов, чем минусов. Талантливому игроку проще развить свой потенциал за границей».
Добавим к этому скорость адаптации, которая у молодых футболистов выше, чем у возрастных, их более высокое знание языка – и выходит, что привыкнуть к жизни и работе за границей двадцатилетнему игроку проще, чем тридцатилетнему.
Молодые российские футболисты сегодня выступают в Португалии, Австрии, Швейцарии, Дании и Чехии – странах, которые нельзя назвать футбольными топами, но которые известны своим бережным отношением к молодым игрокам.
Вполне возможно, что через несколько лет поколение молодых футбольных мигрантов привлечет к себе внимание английских клубов и окажется в лучшей лиге мира. Пока же здесь можно наблюдать и переживать за условно «наших»: в «Манчестер Сити» в прошлом году перешел молодой украинский полузащитник Александр Зинченко, а за «Манчестер Юнайтед» играет нападающий сборной Армении Генрих Мхитарян. «Вест Хэм» тренирует хорват Славен Билич, который год проработал в московском «Локомотиве» и отлично говорит по-русски. «Челси» все так же владеет Роман Абрамович, мажоритарным акционером «Арсенала» является Алишер Усманов, а прибрежный «Борнмут» строит бизнесмен Максим Демин. Так что русскоговорящий след в премьер-лиге внушительный. Осталось дождаться новых футболистов.
Фото: Wiki
John Lewis: про любовь к сестре Мы традиционно начинаем обзор рекламы с этого бренда, потому…
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…