Люди

Как гранитный Энгельс эмигрировал из украинской Марьяновки в Манчестер

В 200 м от станции Динсгейт-Каслфилд в центре Манчестера около развлекательного комплекса стоит статуя. Ее вид знаком каждому, кто когда-то жил в СССР. Это высеченный из гранита трехметровый мужчина с бородой в распахнутом пальто. Руки скрещены на груди, а пальцем левой он держит закладку в книге. На статуе надпись кириллицей «Ф. Энгельс». Рассказываем, откуда он здесь и почему так вышло.

Памятник появился в Манчестере в июле 2017. Если знать историю КПСС, это не покажется странным, поскольку именно в Манчестере Фридрих Энгельс провел зрелые годы своей жизни. Именно здесь на примере рабочих фабрики своего отца, которой он управлял, он написал свой классический трактат «Положение рабочего класса в Англии». Странно скорее то, что памятника ему здесь до сих пор не было.

Английский Манчестер не знаменит архитектурой и достопримечательностями. Застраиваться он начал во время промышленной революции, обрастал большей частью фабриками и трущобами. Во время Второй мировой войны его постигла участь многих промышленных городов Европы. Центр до основания был разрушен налетами фашистской авиации. После войны традиционно лейбористское местное самоуправление было больше озабочено восстановлением инфраструктуры и расселением трущоб, чем украшением города. Даже официальный сайт государственного туристического совета Visit Britain рекомендует посетить в городе стадион Manchester United и Художественную галерею в Салфорде, не упоминая при этом городской центр.

На постаменте  — кириллическая надпись, дубля на латинице нет. Видны и другие странности. Памятник появился не так давно, но вид у него явно не новый — покрыт разводами и въевшейся пылью. Фундамент «украшают» зеленые розетки лишайников. Да и вообще, британское монументальное искусство предпочитает бронзу и гиперреализм стилизованности и граниту.

Статуя Энгельса в Салфорде — строгий мужчина смотрит прямо вперед. Фигура настолько абстрактная, что может быть хоть Диогеном, хоть Толстым. А «советская» память подсказывает, что стиль этот до боли знаком многим с детства.

Как же советский памятник попал в Британию через 25 с лишним лет после распада СССР?

Постиндустриальная Британия пытается жить «экономикой знаний» и постмодернизмом. Те, кому не досталось как Лондону дворцов и биг-бенов, например, как северо-западу, к которому относится Манчестер, приходится жить более современными артефактами. Так в 2017 году к открытию Manchester International Festival, который проходит два раза в год, привезли «депортированного» с Украины гранитного Энгельса.

В процессе декоммунизации памятник немецкому философу и одному из основоположников марскизма из центра села Марьяновка Харьковской области выдворили. Его покрасили в цвета украинского флага желтой и голубой краской, распилили пополам, прикрыли мешковиной и убрали с глаз долой.

Потом фото брошенного «украинского Энгельса» в интернете увидел английский режиссер Фил Коллинз. И решил снять о транспортировке памятника через всю Европу к открытию манчестерского фестиваля документальный фильм.

Памятник повезли с помпой. В Харькове около него выступал детский хор. С ним все время фотографировались. В Берлине, где живет Фил Коллинз, около Энгельса устраивали перформансы. В Манчестере к церемонии открытия придумали специальную программу мероприятий.

Коллинс говорит, что его интересует резкая смена значения объектов и идей, связанных с коммунизмом. «Что происходит с символами вашего детства, когда воспоминания о них искажены падением (Берлинской) стены? Да так, что единственная призма, через которую вы их видите, — это призрак диктатуры, а не жизнь, любовь и дружба, а также все остальное, что происходило в обществе каждый день ?»,  — задался вопросом режиссер в интервью The Guardian.

Ответом ему было письмо в газету, опубликованное уже после установки памятника. В нем муж украинской эмигрантки третьей волны, сам манчестерец, писал, что крайне недоволен этим фактом. Мужчина высказывался от имени всей украинской диаспоры, называл установку Энгельса в городе «прославлением коммунизма» и сравнивал этот акт с нацистской пропагандой.

Сейчас все еще трудно сказать, нашел ли памятник Энгельсу свое последнее пристанище, но в Британии переносить памятники, а тем более, уничтожать их все-таки не принято.

Виктория Доронина

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

2 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

2 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

3 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

4 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

5 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

5 дней ago