Вонг призывает других студентов не верить рекламе и обещаниям в университетских буклетах. Она утверждает, что диплом не поможет получить интересную и перспективную работу.
Британское образование – весьма серьезная инвестиция в будущее. Многие студенты подходят к этому вопросу как к приобретаемой услуге, задаваясь вопросом, окупятся ли их вложения. ZIMA поговорила со студентами, специалистами по трудоустройству и карьере в Лондоне и выяснила, что далеко не все понимают, в чем, помимо знаний, ценность британского диплома о высшем образовании.
Цены на обучение в британских вузах – одни из самых высоких в мире. При этом иностранцы платят в 1,5-2 раза больше, чем британцы: от £10 000 в год за базовые специальности до £65 000 за степень MBA в Кембридже.
Докторант университета Восточной Англии Наталья Мосунова считает, что из-за высокой стоимости обучения происходит сдвиг в отношениях «студент-университет»: «Нередко у современных студентов создается впечатление, будто они с университетом находятся в отношениях «клиент – исполнитель». Как потребители они хотят получить качественную услугу за свои деньги и вернуть свои инвестиции», – говорит она.
На что же надеются студенты, и оправдываются ли их надежды? Как и выпускница университета Anglia Ruskin Пок Вонг, большинство студентов помимо знаний ожидают от университета возвращения вложенных средств, сил и времени, получив хорошую работу.
Но с этим повезет не всем. Сертифицированный карьерный коуч и психолог высшей категории Британского Психологического Общества Александра Купавская в своей практике часто встречает клиентов, которым в Лондоне трудно устроиться даже после окончания ведущих учебных заведений страны.
«Ко мне приходили клиенты, которые получили дипломы университетов первого ранга и не смогли остаться работать в стране по специальности, — рассказывает Александра. — Это большое разочарование, в каком-то смысле даже травма. В основном, это касается гуманитарных специальностей: сфера коммуникаций, HR, юриспруденция, обучение языкам».
Перспективы трудоустройства становятся особенно критичными для тех русскоязычных жителей Британии, у которых от получения места зависит возможность получить рабочую визу и остаться в стране. Тем, кто во время учебы не успел найти работодателя, готового стать спонсором визы, с большой вероятностью придется вернуться домой.
Для русских ребят хороший университет означает автоматическое трудоустройство, но нужно понимать, что само по себе образование не дает никаких гарантий.
«Раньше была упрощенная схема, по которой можно было остаться работать еще два года, пока действительна учебная виза, — поясняет Александра. — Сейчас этого нет. Отучился – до свидания. В Англии есть ряд специальностей, которые востребованы на рынке труда, так называемый «shortage occupation list». Если ваша профессия в него включена, у вас больше шансов найти работу и получить визу».
Специалист по карьерному консультированию Елизавета Проселкова объясняет, почему у кого-то из русских студентов получается найти работу после окончания университета, а кто-то возвращается домой:
«Для русских ребят хороший университет означает автоматическое трудоустройство, но нужно понимать, что само по себе образование не дает никаких гарантий. Причем часто приходится возвращаться именно студентам ведущих университетов, таких, как Оксфорд и Кембридж. А ребята, например, из Westminster University с легкостью получают рабочие визы.
Мой совет – идти учиться в лондонский университет либо все время ездить на мероприятия в Лондон, налаживать нетворкинг, посещать студенческие мероприятия и конференции.
Основных причин две. С одной стороны, в ведущих британских университетах помимо русских обучается много британцев и европейцев, конкуренция очень высокая. При прочих равных компании выберут тех, кому не нужна виза для работы. С другой стороны, сейчас решающим фактором становится опыт работы. Оксбридж, а также многие сильные университеты – Манчестерский, Ливерпульский – находятся слишком далеко от Лондона. Часто у ребят нет возможности работать во время учебы . Они ожидают, что по окончании учебы их с распростертыми объятиями возьмут на работу. Это не так. Остаются те, кто сумел совместить учебу с работой.
Мой совет – идти учиться в лондонский университет либо все время ездить на мероприятия в Лондон, налаживать нетворкинг, посещать студенческие мероприятия и конференции. Уже во время учебы активно пользоваться LinkedIn для наращивания деловых контактов, писать компаниям напрямую даже в случае, если открытых вакансий нет. Общаться с русскоговорящими профессионалами в Лондоне, просить советов по работе, сообщать людям, что вы в поиске. Можно найти работу на несколько часов или стажировку, это уже будет хороший опыт. Но важно, чтобы занятие было максимально по вашей специальности. Это большое заблуждение, что вам поможет опыт работы консультантом в магазине или бариста в кафе, если это не связано с вашей профессией».
Несмотря на все эти сложности и на то, что отношение к образованию постоянно меняется, ежегодно сотни тысяч студентов со всего мира продолжают приезжать учиться в британские университеты. Только в 2016/2017 учебном году в стране обучались 442 375 иностранных студентов.
Судопроизводство и образование – два наиболее известных бренда Великобритании.
Докторант университета Восточной Англии Наталья Мосунова объясняет, чем, по ее мнению, обусловлен успех британского образования: «Прежде всего, это язык. Так исторически сложилось, что большинство научных публикаций во всем мире выходит на английском языке. Кроме того, за много лет своего существования Кембридж и Оксфорд накопили экспертизу и репутацию. Пожалуй, судопроизводство и образование – два наиболее известных бренда Великобритании.
Британские университеты во многом построены на самостоятельном обучении. Я считаю, что они дают набор навыков. Знания можно уложить в компактную книгу, а навыки – критического мышления, анализа, исследования – это то, что отличает их от других систем», – говорит она.
Оксана Романчук изучала государственное управление в Queen Mary University of London. Она считает, что британское образование принципиально отличается от русского, в нем гораздо больше самостоятельной работы. Не все студенты готовы к тому, что от них требуется более активное участие в учебном процессе.
Система, позволяющая ни шатко ни валко просуществовать весь семестр практически ничего не читая, конечно, лучше всего подходит студентам с хорошей мотивацией, тогда как при российском подходе необходимый минимум будет вложен в каждого.
“Британская система образования построена на принципе самообучения (Self-learning), — отмечает Оксана. — Задача профессоров – направить студента, но учиться он должен сам. Еженедельный объем чтения по одному модулю иногда превышал 300 страниц. Подобная система, позволяющая ни шатко ни валко просуществовать весь семестр практически ничего не читая, конечно, лучше всего подходит студентам с хорошей мотивацией, тогда как при российском подходе необходимый минимум будет вложен в каждого. В то же время, такое обучение при кажущейся легкости оказывается испытанием, пройдя через которое выпускник не просто приобретает определенный набор знаний, но и развивает качественно другое мышление”.
С ней согласна другая выпускница University of Westminster Анна Черкашина: “Учиться было интересно и относительно легко при приложении соответствующих усилий и соответствию стандартам обучения. Здесь подход “самообслуживания” – предполагается, что к моменту поступления в магистратуру студенты уже четко понимают свои ожидания от курса. Они должны быть готовы делиться своим опытом, навыками, знаниями и активно участвовать в групповых обсуждениях, смело брать на себя проекты и с ответственностью подходить к заданиям, так как они — тоже важная часть обучения, а не просто «для галочки».
Александра Купавская добавляет: «Сейчас высшее образование проходит через определенный кризис. И далеко не все университеты обеспечивают те навыки, которые необходимы человеку в современном мире. Психологи говорят, что будущее сегодня за критическим мышлением, креативностью, кооперацией, коммуникацией. Хорош тот вуз, где удается развивать эти навыки, получая степень”.
«Онлайн-сертификаты или быстрые курсы повышения квалификации могут дать знания, но, во-первых, в процессе, как правило, меньше обратной связи, а значит, меньше работы на те самые 4 «К»: критическое мышление, креативность, кооперацию и коммуникацию. Во-вторых, меньше практики. В рабочем пространстве, где ты напрямую общаешься с клиентом, стоимость ошибки может быть высока», – говорит она.
Есть в образовании и другая очевидная ценность, о которой многие забывают, когда рассуждают о том, зачем вообще поступать в университет. Это знакомства, связи и социальный круг – немаловажный фактор в британском обществе.
Бизнес-коуч и выпускница Оксфордского университета со степенью МВА Наталья Кузнецова выделяет две составляющие ценности образования: объективную и субъективную. «Первая часть – это непосредственно знания и навыки, которые потом можно продать рынку, а вторая – это вещи, которые меньше поддаются вычислению: контакты, связи, репутация.
Не думаю, что сегодня есть однозначная корреляция между формальным образованием и успехом в жизни. Но при этом степень магистра – это отличный инструмент, который поможет в строительстве карьеры наряду с другими качествами, такими как видение, сила воли, и понимание рынка».
Конечно, если вы управляете бизнесом или собираетесь его создавать, вы получите определенные систематизированные знания, однако более значимый фактор – с кем вы познакомитесь в процессе обучения.
По опыту Александры Купавской, на собеседовании значимую роль могут сыграть неожиданные факторы. «Если у кандидата такое же образование, как у того, кто собеседует, на когнитивном уровне включается анализ: свой-чужой. И тут может иметь значение даже школа. Обратите внимание, что большинство англичан, как правило, указывают свою школу и в резюме, и на LinkedIn. Здесь английская клубность начинается со школьной скамьи. Но это не означает, что университет или учеба в одной школе определяют развитие карьеры».
Чем дороже курс MBA, тем больше там будет соответствующих людей.
Александра считает, что этим объясняется популярность степени MBA: «Один мой клиент прошел дорогостоящий курс Introduction to MBA в Оксбридже. Он серьезно готовился, прочел перед началом занятий рекомендованную литературу, прорешал все рекомендованные кейсы. Он был одним из лучших в группе и остался очень доволен процессом. Однако новых знаний как таковых он не получил. Скорее на своем опыте подтвердил, что MBA – это, прежде всего, связи и тусовка.
Конечно, если вы управляете бизнесом или собираетесь его создавать, вы получите определенные систематизированные знания, однако более значимый фактор – с кем вы познакомитесь в процессе обучения. Создается социальная и экономическая прослойка людей для будущего сотрудничества. Чем дороже курс MBA, тем больше там будет соответствующих людей».
Александра Купавская напоминает, что у образования есть и другие важные цели. «Для многих учеба в университете – это важный промежуточный этап, который дает возможность понять в безопасной обстановке, чего хочется дальше. Если есть финансовая возможность дать себе время на исследование того, что мне ближе и чем я хочу заниматься, почему нет?
Любое образование – это инвестирование в себя, в получение большей уверенности, что я могу. Почему, например, так долго учатся врачи, психотерапевты? Во время учебы ты можешь освоиться и попрактиковаться в безопасной обстановке, где можно ошибаться, где за тобой всегда есть старший, который исправит и подскажет».
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…