Люди

В Лондоне живут не только дети олигархов и чиновников. Интервью с основателями Next Generation

04.04.2018Анна Чернова

Ольга Высокова, Дарья Ратобыльская

Вы приехали в Лондон, осмотрелись вокруг и поняли, что хотите начать свой бизнес. С чего начать? Как найти нужные контакты для работы? Пока LinkedIn вводит платные премиум-аккаунты, а Facebook — неудобные алгоритмы, две русские девушки Ольга Высокова и Дарья Ратобыльская устраивают оффлайн-встречи в Лондоне, на которых начинающие предприниматели и опытные бизнесмены из разных сфер знакомятся, делятся опытом и обсуждают идеи совместных проектов.

Формат мероприятий самый разный — от небольшого ужина в частном банке UBS до форума на 70 человек в The Clubhouse, но вход всегда бесплатный для всех участников. ZIMA побывала на последнем форуме Next Generation и поговорила с Дарьей и Ольгой о стереотипах про русских бизнесменах в Лондоне, о том, как попасть на мероприятия Next Generation, и почему пообщаться с успешными предпринимателями бывает полезнее, чем читать книжки и аналитические обзоры.

Складывается впечатление, что вы знаете весь русский бизнес-Лондон.

Д: Когда я засыпаю, у меня такое ощущение, что будто у меня в голове соцсеть, матрица такая. Я думаю, например, что завтра будет форум Next Generation, и я обещала этого с тем познакомить.

О: Так же Фейсбук начинался. Мы ориентируемся на их модель бизнеса.

Как вы понимаете, что люди друг другу подходят в личном и профессиональном смысле? Что нужно, чтобы бизнес-партнеры нашли друг друга?

О: Мы призываем наших гостей самим знакомиться друг с другом на форуме. Например, кто-то у нас выступает с интересным проектом и говорит: «Я ищу бизнес партнеров». Тогда кто-то другой, кто сидит в аудитории, даже если у него есть фуллтайм работа, может заинтересоваться и задуматься о смене деятельности. Потому что его реально цепляет идея. Сейчас люди больше задумываются о том, чтобы работа приносила удовольствие и соответствовала их внутренним ценностям. Многие наши ребята совмещают основную работу и свои стартап-проекты.

У выступающих есть отведенное время, чтобы рассказать о себе и своем бизнесе. После презентаций люди общаются, перемещаясь по залу… Next Generation – это своеобразный «Speed Dating» для бизнеса?

О: Не совсем. Первая часть встречи посвящена самопрезентациям. Наша задача в том, чтобы каждый человек был услышан максимально большой аудиторией, не один на один. Мы хотим, чтобы каждый раскрылся, каждый представился и каждого услышали. Это бывает непросто для самих участников, но всем такой формат понравился. После презентаций мы отводим время для фокусного нетворкинга, когда люди уже знают, с кем из аудитории у них похожие интересы и с кем что нужно обсудить. И это работает!

Даша мыслит масштабно и отбирает сразу 70 участников форума. Она не выбирает двух, чтобы они сошлись, она смотрит на весь список и говорит: «Вот этот нам не подойдет». Иногда мы спорим.

Форум Next Generation

Как вы понимаете, что этот человек вам не подходит?

О: Даша говорит: «Нет. Этот человек будет лишний». Вот она как-то это чувствует.

Почему не походит?

О: Потому что он не вписывается в нашу динамику. Все должны быть примерно на одном уровне. Чтобы люди могли раскрыться и рассказать о себе, они должны приходить с открытыми чистыми сердцами, быть готовы к профессиональному и личному знакомству. Мы стараемся избегать людей, которые хотят от другого больше, чем готовы сами предложить. Поэтому мы не берем людей просто так, только по рекомендациям и после тщательного отбора.

Расскажите немного про тех, кто был на этой встрече.

Д: Первой выступала Лиза Проселкова из EP Advisory. Лиза доказывает, что невозможное возможно. Она смогла перевестись из Кубанского Государственного Университета в Университет Гринвича в Лондоне. Долгое время работала в самой известной лондонской рекрутинговой компании для русских. В какой-то момент поняла, что больше не хочет заниматься рекрутментом, и открыла свой бизнес по карьерному консультированию. Теперь она помогает русскоязычным специалистам строить карьеру на международном уровне, раскрывать свой потенциал и добиваться профессиональных целей.

Стас Ермилов и Дмитрий Акатов из Tallarium, закончив Оксфорд и поработав в крупнейших инвестиционных компаниях, рискнули и создали свою технологическую платформу, которая автоматизирует и упрощает торговлю сырьевыми товарами.

Николай Высоков – выпускник Imperial College по специальности биохимия, получал PhD в King’s college по нейробиологии. Он основал стартап BrainPatch по изучению стимулирования клеток мозга для решения задач искусственного интеллекта и лечения заболеваний Альцгеймера и Паркинсона.

Хотела спросить про один уровень. Все-таки на встрече были очень разные люди — финансисты и юристы, частные предприниматели,  а также сотрудники корпораций вроде Газпрома и VEON (бывший ВымпелКом Лтд, куда входит «Билайн» – прим. ZIMA).

О: Да, были и начинающие предприниматели, которые рассказывали про свои стартапы, и те, кто уже развил большой бизнес, и те, кто только думает о создании своего бизнеса.

Д: К нам не первый раз приходит Андрей Андреев. На первом форуме выступал Александр Фролов, основатель венчурного фонда Target Global, под управлением которого находится порядка $500 млн. Совсем с другим бизнесом выступала Мария Бойко, которая умудряется совмещать свой небольшой проект — приложение для знакомств Smoocci — с работой в большой корпорации. Жестких критериев отбора проектов как таковых нет. Если мы считаем, что история человека интересна, и он может чем-то поделиться с окружающими, мы его приглашаем. У меня много друзей, которые сейчас ищут людей в свои команды и постоянно ко мне обращаются.

Андрей Андреев, Ольга Высокова, Филип Перкон

У вас есть информация о результатах встреч? Скажем, в течение недели два бизнесмена вложились в три стартапа.

Д: Если 50 человек пришли на форум, 30 из них нас поблагодарили, а 10 вернулись с позитивным фидбэком о том, что они вместе что-то создали, или кто-то думает в кого-то инвестировать.

О: На нашем форуме мало кто питчит (презентует – прим. ZIMA). Никто не говорит: «Мне нужно столько-то денег». Наша идея была в том, что все расскажут о себе: «Смотрите, вот мой проект, я им горжусь, вот какую классную штуку мы сделали». И все хлопают, все гордятся, и потом следят за развитием этого бизнеса.

Д: Очень много бизнесов, в которые, например, лично я очень хочу вложить свои собственные средства. Но эти люди далеко не всегда привлекают деньги.

А Street Child United, который презентовали Игорь Тихтуров и Александр Лушников?

Д: Street Child United – это социальный проект. Ребята организуют Чемпионат мира по футболу для более чем 500 детей-сирот из 20 стран мира накануне Чемпионата мира FIFA. Они делают очень доброе дело – используют влияние футбола, чтобы изменить представление о бездомных детях к лучшему. Хотят показать детям, что все возможно.

Они могут просто наслаждаться жизнью, или пахать, не спать и нервничать. И они выбирают сделать что-то в этой жизни, оставить свой след

О: Они как раз питчили, но не просили инвестиции, а продавали рекламу, так как это благотворительный проект. Что мне нравится, что у этих двух ребят, которые выступали, есть выбор. У них параллельно есть другой бизнес. Они могут просто наслаждаться жизнью, или пахать, не спать и нервничать. И они выбирают сделать что-то в этой жизни, оставить свой след. Я это очень ценю и хочу поддерживать. Им нужно говорить: «Ребята, вы молодцы! Вы классное дело делаете». Поэтому, в основном, наши спикеры не просят денег, а выходят и рассказывают о том, как они гордятся своим проектом.

Мне кажется, очень важно делать акцент именно на этом, ведь хороший пример заразителен. Если рассказывать о том, что это круто и модно, тогда другие задумаются: «А что я в жизни делаю? Да, окей, я хожу вся такая из себя расписная на ужины и обеды. И что дальше? А что обо мне напишет журнал ZIMA? Ничего». Надо мотивировать молодежь, иначе они уйдут под откос, понимаешь. Потому что такая жизнь — ты хочешь больше и больше удовольствий. Но это путь в никуда.

Расскажите про ваш бэкграунд. Где вы учились, работали?

Д: Я училась в Международном Институте Экономики и Финансов, это совместная программа Высшей Школы Экономики и LSE. Потом я приехала в Лондон изучать Luxury Brand Management, теперь работаю в бутиковой инвестиционной компании RGL Capital. Мы помогаем русскоязычным инвесторам с инвестиционной стратегией,  управлением наличностью, структурированием инвестиционного портфеля, хеджированием — решаем любые финансовые задачи.

На МИЭФе было трудно учиться, и сколько бы родители денег ни заплатили за образование, если ты плохо учишься, ты вылетишь. Те, кто неправильно распределял свое время, меньше учился, больше тусовался, связался с какой-то неправильной компанией, очень быстро вылетел. Переехали в Лондон и построили здесь свой бизнес единицы.

Вы имеете в виду, из потока?

Д: Да. В Лондоне чаще всего остаются наиболее амбициозные – те, кто может высоко взобраться, самые образованные, самые сильные. Чтобы попасть в Лондон, они прошли много этапов отбора: сначала поступили в магистратуру, потом нашли здесь работу.

Нужно уйти от стереотипа, что в Лондоне только дети богатых русских, которые просто прожигают народные деньги

О: Нашим проектом я хотела бы сделать акцент на том, что общество изменилось. Нужно уйти от стереотипа, что в Лондоне только дети богатых русских, которые просто прожигают народные деньги. Нет, это не так. Родители дали им толчок, а дальше эти дети использовали шанс, много работали и много учились, и своим трудом достигли того, что у них есть сейчас. Они не транжиры, они не гуляют, не тратят огромные деньги на дискотеках, они реально много работают.

Оля, а вы как попали в Лондон?

О: Я закончила МГИМО в Москве, факультет международных экономических отношений. В 2002 году приехала сюда в бизнес-школу, закончила магистратуру по направлению Banking and Finance в Сass Business School. 10 лет проработала в банкинге, открывала представительство российского банка в Лондоне. Когда гео-политическая ситуация изменилась, все российские банкиры поехали домой, а я начала думать, чем мне заниматься. На тот момент я уже получила британский паспорт.

Затем появился проект Women Who Inspire. Если я правильно понимаю, из него вырос Next Generation?

О: В целом, да. Сейчас они идут параллельно.

Как родилась идея создать бизнес-встречи для русских женщин в Лондоне?

О: У меня была очень четкая цель — избавиться от стереотипного отношения к русским женщинам, неправильного и позорного.

Вы его ощущали?

О: Конечно, да.

Д: Мы все его видим, да. Все о нем читаем.

Где вы с этим сталкивалась?

О: После «Meet the Russians» все англичане считают, что мы такие. Это сериал, который создал образ русских, которые приезжают в Лондон с большими деньгами, но без всяких ценностей, без образования, без культуры. Это несправедливый и обидный образ.

Как в «МакМаффии».

О: Да. Как будто бы все вот эти наши годы тяжелой учебы и работы в России ничего не значат. И мне захотелось, чтобы все узнали, что это не так. Я организовала встречу русских женщин с яркими проектами в Лондоне и пригласила журналистов из Financial Times. Когда они пришли с фотографом, то очень удивились, что в 9 утра все девушки пришли красивые, уложенные, накрашенные, на каблуках и готовы были рассказывать о своем бизнесе.

Я попросила всех рассказать про свое образование. Оказалось, что среди нас был и авиаконструктор, и доктор по философии, даже я была впечатлена. Это разрушение внутренних и внешних стереотипов.

Как вы нашли всех этих успешных и вдохновляющих женщин?

О: В основном, из прессы. Я, кстати, читала ваш журнал, тогда это еще был Russian Gap. Просматривала все интервью и выписывала имена тех, кто мне нравился. И еще я просила рекомендации у уважаемых людей.

Д: И сейчас для Next Generation мы открываем журнал ZIMA, смотрим, кого бы еще пригласить. На этой неделе я со Sweatcoin встречаюсь, попрошу их выступить.

Как вы финансируете проект Next Generation?

О: Нам принципиально важно, чтобы эти встречи были бесплатными. Мероприятия поддерживают топовые банки, юристы, консультанты по налоговым вопросам и другие.

Как вам кажется, что лучше работает для бизнес-нетворкинга: LinkedIn или Facebook?

О: Ты проверяешь оба. Потому что, конечно, в LinkedIn ты смотришь весь профессиональный опыт человека, а в Facebook – кто он на самом деле.

Д: И то, и то – маска, просто LinkedIn с более профессиональным уклоном, а Facebook — с более социальным. А когда ты вживую общаешься с человеком, он абсолютно другой. Но чтобы до встречи составить какое-то представление о нем и понять, что он из себя представляет, конечно, ты пользуешься всеми доступными ресурсами, включая интервью в журналах.

Получается, если ты ищешь бизнес-контакты в Лондоне, сначала изучаешь профессиональный образ человека в LinkedIn, затем социальный — в фейсбуке, а потом приходишь на ваши встречи, чтобы узнать, какой человек на самом деле.

Д: Нам все говорят, что на наших встречах всегда очень теплая атмосфера, и все очень открыты к общению. Очень трудно такую атмосферу создать. Обычно на бизнес-конференциях, наоборот, все люди очень скованные и представляются, как будто пишут резюме: работали там-то и там-то. А на социальных мероприятиях, наоборот, людям не до бизнеса, они пришли отдохнуть. А мы бы хотели, чтобы люди могли именно быть самими собой.

Как вы поддерживаете такую атмосферу?

О: У нас большой опыт посещения конференций, и много разочарований и потерянного времени, хотя часто конференции стоят огромных денег. И мы подумали, как мы можем это сделать по-другому.

Д: Кроме того, очень грамотно подобраны выступающие и участники. Со всеми мы знакомы лично или они были приглашены по рекомендации. Некоторые участники находят нас сами и пишут нам через социальные сети или форму на нашем сайте, информация быстро распространяется

Пока все ваши встречи – для русских. Не хотите пригласить также иностранных спикеров?

О: Пока мы приглашаем преимущественно русскоговорящих спикеров.

То есть для вас история про продвижение русскоязычных остается основной?

О: Да. Мне кажется, это очень интересная тема, потому что в России есть целый класс предпринимателей, которые построили свои корпорации еще в 90-е, но они абсолютно другие, чем современные молодые предприниматели. То есть в данной социо-экономической и политической ситуации невозможно на их примерах построить что-то похожее, потому что всё поменялось. И очень важно, как мне кажется, собрать людей, которые сейчас строят или уже построили свой бизнес в новом формате, и взаимодействовать с ними, потому что на их примерах много чему можно научиться. Это не прочитаешь в книжках или аналитических обзорах, потому что у них все меняется каждую минуту. Надо с ними сейчас общаться.

Фото: Нелли Прахова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи: https://t.me/zimamagazine

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: