Инструкция

«Невроз иммигранта», кризис идентичности, «социальная смерть»: как их пережить после переезда

Психологи уверенно считают переезд в другой город или страну психической травмой, по тяжести сопоставимой с разводом или смертью близкого человека. Что обычно гложет того, кто переезжает в другую страну, и как все это пережить – рассказывает психолог, лингвист и эксперт по коммуникациям Ксения Зенкова-Конти.

«Невроз иммигранта»

Согласно многочисленным исследованиям, процент тех иммигрантов, которые проходят через спектр негативных переживаний и состояний – злость, грусть, чувство неуверенности, сожаление об иммиграции, депрессия, – неизменно высок: от 72% до 88%. Не зря существует даже термин «невроз иммигранта».

Ученые исследуют проблемы иммигрантов, которые могут указывать на переживаемый стресс и фрустрацию: алкоголизм (особенно, женский, так называемое «пьянство за закрытыми занавесками»), резкий набор веса, высокий процент разводов. Интересно, что мужчины в иммиграции более агрессивны, чем женщины,  и либо реализуют свою агрессивность в борьбе за социальный статус, либо деструктивно ведут себя в семьях.

Некоторые исследователи говорят о том, что иммигранты чаще пользуются государственной системой здравоохранения, чем коренные жители. Вероятно, это можно списать на то, что прибыв в страну с более высоким уровнем медицины и социального обеспечения, люди стремятся вылечить застарелые заболевания. Но все ли так прагматично? В своей психоаналитической практике я сталкивалась с несколькими случаями психосоматических заболеваний у переехавших. Как метко выразилась одна моя клиентка, возникший на ровном месте гастрит – это «невозможность переварить огромное количество новой информации».

Психическая перегрузка и перезагрузка

Больше полувека назад канадский антрополог Калерво Оберг описал стадии культурного шока иммигранта: стадия медового месяца или туристическая, стадия раздражения и гнева, стадия отторжения или регресса, стадия интеграции или ассимиляции.

Уже из описания понятно, что до стадии интеграции иммигранту приходится съесть пуд соли. Схема эта универсальна, то есть через нее проходит каждый, рискнувший устроить свою жизнь в новой стране. «Медовый месяц» наполнен ожиданиями и иллюзиями, начинается еще до переезда, идет на спад после 3-4 месяцев пребывания.  Интеграция же заканчивается в среднем примерно через два года после переезда, но может затянуться и на 4-5 лет.

Психическая перегрузка – так можно назвать то, что происходит с человеком между этими стадиями.

Как бы вы ни готовились к переезду, невозможно дистанционно постичь все тонкости жизни в стране. Кстати, 100% опрошенных говорят о том, что только после переезда осознали масштаб трудностей.

Я с юности изучала историю, литературу, язык страны, в которую переехала пять месяцев назад, но полностью солидарна с опрошенными. Я до сих пор старательно избегаю телефонных звонков – предпочитаю письма. Мои алгоритмы оказываются бессмысленными, потому что в моей новой стране иной стиль работы, иные сроки ответа на запросы и решения проблем. Я с каждым днем все больше злюсь на консьержку, потому что даже если я вихрем спускаюсь по ступенькам, опаздывая в школу, нельзя ограничиться словами «доброе утро» и лететь себе дальше. Нужно притормозить и обсудить, что это утро заметно холоднее, чем вчерашнее, и то ли еще будет в выходные…

По большому счету, нет ни одной привычной и стабильной сферы, где иммигрант чувствовал бы себя надежно и уверенно.

Кризис идентичности

Психологи уверенно считают переезд в другой город или страну психической травмой. Равно как развод или расставание с дорогим человеком, потерю близкого, значительные изменения профессионального или материального статуса, тяжелую болезнь, незапланированную беременность, рождение ребенка.

Почему? В иммиграции мы сталкиваемся с кризисом идентичности. Это значит, что те ответы на вопросы «Кто я? Какой я?», которые мы имели до переезда, уже недостаточно точны.

Во-первых, мы больше не входим в доминирующее большинство. Во-вторых, наш багаж знаний и опыта пересматривается, ставится под сомнение – мы вынуждены подтверждать дипломы, квалификации, сдавать экзамены, а часто учиться заново. Три диплома о высшем образовании из России не так ценны, чем один «здешний». В-третьих, наше прошлое теряет ценность, а будущее кажется неопределенным. В-четвертых, часто наша роль в социуме меняется.

И тут нельзя не вспомнить о термине «социальная смерть». Речь об ограничении количества, а иногда и качества контактов, невозможности реализоваться и частичной изоляции. Термин страшный, но означает он всем знакомую нормальную ситуацию начала новой жизни в другой стране.    

Чтобы подсластить эту пилюлю, отмечу, что далеко не все аспекты новой идентичности имеют знак «минус». Например, 45-летняя женщина, приехавшая из России в Европу, становится молодой особой, у которой есть все шансы устроить свою личную жизнь и даже родить ребенка. Даже в первый раз, не травмируя при этом психику о безапелляционные заявления докторов. 

Стадии проживания

Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс описала пять стадий проживания горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Через эти стадии мы проходим в случае любой утраты – брака, работы, социума, роли, даже если изменения были желанны. Примерим эти стадии к ситуации переезда в другую страну.

Отрицание

Стадия соответствует «медовому месяцу» или «туристическому» периоду адаптации. Нравится все, потому что действуют сильные защитные механизмы, которые уберегают психику от потрясения. Что делать? Наслаждаться, завязывать новые знакомства, изучать язык и культуру страны. А также помнить, что эйфория пройдет, и это закономерно.

Гнев

Традиции страны уже кажутся глупыми и бессмысленными, люди – не такими милыми, работают все из рук вон плохо, говорят быстро и непонятно, да еще и едят всякую гадость. 

На этой стадии некоторые направляют агрессию на партнера, а некоторые – против себя. Именно в этом случае возможны психосоматические заболевания, склонность «заедать» свои чувства и снимать напряжение с помощью алкоголя. Если вы уже работаете, будьте осмотрительны и аккуратны. Гнев утихнет, а испорченные отношения не всегда легко восстанавливаются.
Помните, что период эмоциональной агрессии проходит, не стоит поддаваться панике и страху и думать, что отныне жизнь будет вот такой ужасной.

Торг

Зачем я заварил эту кашу? Зачем притащил сюда семью? Почему не учил как следует язык? – обычно на этой стадии мы склонны винить себя, сомневаться в правильности выбора и корить себя за лень и недостаточную подготовленность.

В стремлении к пока еще недостижимому комфорту и радости от жизни в новой стране есть риск поставить перед собой завышенные цели и слишком жесткие дедлайны, например, заговорить свободно благодаря месячным курсам интенсива. Невозможность реализовать такие прожекты приведет прямиком в депрессию. Хорошо, если рядом с вами будет тот, кто сможет выслушать, поддержать вас в вашем выборе и помочь трезво оценить свои силы.

Депрессия

Бывают случаи тяжелой иммигрантской депрессии, выход из которой возможен или при поддержке специалиста или по возвращении на родину, но все же случаи эти остаются отдельными. Однако практически все переехавшие рано или поздно сталкиваются с чувством бессилия, малоценности, ничтожности. Если вам кажется, что вас не принимают в «чайный клуб» на работе, если вы слишком часто замечаете высокомерие собеседников, то скорее всего, дело в обострившейся чувствительности.  Пусть рядом будет кто-то любящий, способный укрепить ваше Эго. Желающих читать нравоучения, давать советы и любителей выражения «соберись, тряпка» лучше из круга общения на этой стадии исключить. 

Принятие

Через какое-то время вкус жизни и уверенность в своих силах вернутся, вы без страха будете общаться и завязывать новые знакомства – и не только в русскоязычной среде, а будущее станет более определенным.  Это и будет принятием или окончательной стадией адаптации.

Оцените свои факторы риска и преимущества

Исследователи, например, С. Бочнер, просчитали связи между иммиграцией и психическим благополучием. Хотите проверить, есть ли факторы, которые позволят лично вам быть устойчивее в процессе адаптации?

Ставьте минус, если:

  • у вас были высокие ожидания, и вы идеализировали страну приема;
  • переезд был не вашим выбором (например, вы последовали за супругом);
  • вы лишились имущества (например, в России у вас было жилье в собственности, а в новой стране вы его снимаете), положения, социального статуса;
  • вы всегда предъявляли высокие требования к себе;
  • ваше окружение не принимает «слабаков» и критикует «неудачников».

Ставьте плюс, если вы:

  • обладаете внутренним локусом контроля, т.е. полагаете, что именно от вас зависит, что происходит с вашей жизнью (отправление желаний в космос и позитивные мантры – не в счет, это магическое мышление);
  • переехали по собственной инициативе;
  • относитесь к «глобалам» — представителям международной «клубной культуры интеллектуалов» (ученые, визит-профессора, участники международного научного обмена).

Также ставьте плюс, если:

  • в новой стране есть культура приема и поддержки мигрантов, отсутствует стигматизация и враждебность;
  • во время адаптации вы проходите психотерапию;
  • ваши близкие с пониманием относятся к кризису переезда и не требуют от вас ускорить адаптацию.

И наконец, самое важное

Примите три факта:

  • миграция – это непростое испытание;
  • U-образная кривая адаптации выглядит как «хорошо, хуже, плохо, совсем плохо, лучше, хорошо», и это абсолютно нормально;
  • время на вашей стороне, но нельзя пройти адаптацию за полгода. Наши возможности велики, но, увы, ограничены.

Когда меня спрашивают, можно ли пройти «вот это все» поскорее, я отвечаю, что поскорее нельзя, а менее драматично и с гарантией незастревания на стадиях – можно. Относитесь к себе бережно и находите поддержку!

Больше статей об иммиграции – в нашем телеграме

Ксения Зенкова-Конти

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

1 час ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

22 часа ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

1 день ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

3 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago