Каждый раз начало русских торгов в Лондоне сопровождается ажиотажем и совершенно полярными ожиданиями: одни предсказывают провал, другие (их всегда меньше) надеются на оглушительный успех. А истина всегда где-то посередине. И всякий раз я слышу вопрос, в котором смешаны надежда и скепсис одновременно: «Ну, что, жив ли рынок русского искусства? Как, вы думаете, в этот раз пройдут торги»?
Несмотря на травматичную ситуацию 2014 года, когда аукционы русского искусства прошли с самыми низкими показателями из-за введения санкций, в 2018 году политическая ситуация, похоже, не очень сильно отразилась на рынке русского искусства, и он продолжает оставаться стабильным.
Практически все аукционные дома накануне торгов демонстрировали осторожный оптимизм. Надежды полностью оправдались: общая выручка с зимних русских аукционных торгов составила £35.02 млн. Практически все топ-лоты этого сезона были проданы с двух- или трехкратным превышением эстимейтов, а монументальный ковш Федора Рюкерта ушел за сумму, почти десятикратно превышающую начальный эстимейт (£490 тыс.). Это очень хороший показатель по сравнению с летними итогами продаж, составившими £23.7 млн. Результаты демонстрируют, что рынок выравнивается и уверенно растет.
В очередной раз по результатам торгов лидирует аукцион Sotheby’s, выручивший £18.84 млн. фунтов стерлингов, из которых £13.4 млн фунтов составила живопись. Один из топ-лотов аукциона – музейного уровня картина Константина Маковского «Жмурки» – был продан за £4,3 млн (начальный эстимейт составлял £2-3 млн). Вслед за Маковским рекорд установила и картина художника Нико Пиросмани «Грузинка в лечаки» из коллекции Стефана Цвейга (£2,2 млн), троекратно превысившая начальный эстимейт. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл и тот факт, что выставка мало известного на Западе грузинского художника открылась месяц назад в венской Альбертине (художественный музе во дворце эрцгерцога Альбрехта в центре Вены, один из самых известных музеев Австрии – ред.).
С превышением эстимейтов ушли также картина Николая Фешина «Портрет девушки» (£610 тыс.) и «Портрет Инны Костаки» Роберта Фалька (£442 тыс.). Знаменитый портрет Льва Толстого работы Ильи Репина был продан за £514 тыс. Лорд Марк Полтимор, президент Sotheby’s по России и СНГ был весьма воодушевлен итогами: «Я в восторге от превосходных результатов, достигнутых за последние два дня. В этом сезоне у нас были замечательные и разнообразные по характеру лоты, которые, похоже, привлекли внимание коллекционеров со всего мира». Лорд Полтимор был весьма доволен тем, что русский отдел Sotheby’s закончил год со столь высокими показателями.
Конечно же, одной из главных сенсаций этого сезона стала, если так можно выразиться, до-продажа коллекции Вишневской и Ростроповича. На торги были выставлены мебель из квартиры музыкантов, драгоценности Галины Вишневской и коллекция инструментов Мстислава Ростроповича. В результате виолончель работы Гваданини 1783 года, принадлежавшая великому музыканту, была продана за рекордные £1,9 млн. Накануне торгов Sotheby’s устроил прощальный концерт, пригласив музыканта Бориса Андрианова исполнить произведения Чайковского на редком инструменте. Музыкант играл в закрытой комнате в полном одиночестве. Посетители слышали лишь звуки музыки, таинственно доносящиеся из-за двери. В общей сложности результаты продажи коллекции Вишневской и Ростроповича составили £4.2 млн.
Джо Викери из Sotheby’s отметила особый интерес коллекционеров со всего мира. Коллекцией музыкантов интересовались покупатели из Азии, Европы, России и Великобритании. В результате было продано более 80% лотов.
От Sotheby’s старался не отставать и Christie’s, который тоже смог похвастаться рекордными результатами недавно завершившихся торгов. Общая выручка Christie’s составила £ 7,145,625 млн.. Хитом продаж (что было вполне ожидаемо) стала редкая ваза с портретом Франца I Императорского фарфорового Завода, проданная за рекордные £1,8 млн.
Венецианский пейзаж Айвазовского «Закат в Венеции» из собрания Джона Клюге был продан за £608 тыс. Так что Колумбийский университет, которому должна была быть направлена выручка, может ликовать. Интерес покупателей вызвала и коллекция рисунков Льва Бакста с прекрасным провенансом. Эскизы декораций, книжная графика, зарисовки художника принадлежали ранее семье Константинович – потомкам художника. В ходе торгов эскиз декораций к балету «Дафнис и Хлоя» был продан за £212 тыс.
Не менее впечатляющими были и результаты аукциона MacDougall’s, общая выручка которого составила £6.3 млн. Самыми желанными лотами были столетней давности полотно Петра Кончаловского «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский», проданное за £1,6 млн. и «Портрет скрипачки Цецилии Ганзен» кисти Ильи Репина (1922), ушедший за £458 тыс. Скрипачка специально приехала в Пенаты (имение Репина), чтобы позировать мастеру. Репин создал сразу два ее портрета, один из которых остался в семье художника. Он и был выставлен на торги в MacDougall’s. Работа Бориса Анисфельда «Сад Гесперид» была куплена за £320,5 тыс.
Завершает четверку аукционов торговый дом Bonhams, который выручил £2.71 млн. в ходе русских торгов.
Главный хит аукциона Bonhams — «Натюрморт с глиняным кувшином» (1921) талантливого русского сезанниста, участника группы «Бубновый валет» Василия Рождественского – был продан за £849 тыс. с четырехкратным превышением эстимейта, таким образом установив мировой рекорд.
Следующим топ-лотом стал подарочный императорский ковш фирмы Фаберже работы мастера Михаила Перхина, проданный за £237 тыс. с троекратным превышением эстимейта.
Мы, со своей стороны, также не могли не отметить и успех картины Валерия Кошлякова «Готика II», проданной за £47.5 тыс. фунтов, что превысило начальный эстимейт почти в четыре раза.
Нельзя не отметить и более камерный, интеллектуальный характер предаукционных показов аукциона Bonhams. Если в прошлый раз на превью с прекрасными стихами поэтов Серебряного века выступала актриса Наталья Маева, то в этом сезоне торги предваряли сразу две книжные презентации: английское издание биографии Сергея Щукина «Коллекционер», написанное в соавторстве российским искусствоведом Натальей Семеновой и потомком С. Щукина Андремарком Делоком, а также недавно вышедшая книга Софи Лоу, сотрудницы русского отдела аукциона Bonham’s, под названием «Olga’s Egg» о взаимоотношениях царской семьи и ювелира Карла Фаберже. Можно только порадоваться таким начинаниям.
Последняя русская неделя 2018 года была на редкость удачной. Большинство аукционов продало более 60% лотов. Рынок продаж русского искусства становится все более устойчивым и продолжает расти невзирая на политические и экономические перипетии.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…