Во вторник 27 ноября в Лондоне впервые будет показан спектакль «Топливо», поставленный в формате монолога TED Talk и предлагающий зрителю порассуждать об успехе, самореализации и связанных с ними трудностях. В основе постановки – глубинные интервью драматурга Евгения Казачкова с известным IT-предпринимателем, основателем компании ABBYY (ведущего мирового разработчика лингвистического программного обеспечения) Давидом Яном.
Спектакль поставил Семен Александровский – 37-летний режиссер из Санкт-Петербурга, создатель и идеолог Pop-up театра, один из ведущих театральных режиссеров России.
ZIMA поговорила с Александровским о том, как создавалось «Топливо», и почему лондонским зрителям стоит на этот спектакль сходить.
Спектакль про Давида Яна – продолжение большого проекта «Человек.doc». Он возник в связи с потребностью театра найти современного героя. Большинство театров предлагают героев прошлого; более того, чаще всего это вымышленные персонажи, опирающиеся на политические или общественные ситуации прошлого. Была, конечно, современная драматургия, но она в основном опиралась на разные маргинальные сюжеты (что логично с точки зрения драматургии, потому что театр должен иметь дело с драмой). Но позитивного современного героя: человека сильного, волевого, меняющего мир, – в театре не было. Тогда возникла идея этого проекта – «Человек.doc». Его сделали наши московские коллеги из театра «Практика».
Героями первых спектаклей стали люди художественного мира: драматурги, композиторы, писатели, художники. Это было попадание в точку. Спектакли оказались очень востребованы – зрителям было интересно смотреть на героев современности. И когда все поняли, что надо этот проект продолжать, мы стали думать – а кто еще сегодня является современным героем. Это был 2012-13 год, еще не было фильмов про Стива Джобса, Цукерберга и других. Но мы тоже поняли, что героями нашего времени становятся люди, создающие технологии. И соответственно, сопряженные с бизнесом. Драматург Евгений Казачков выразил желание взять интервью у Давида Яна. Ему очень понравилось, как тот выступал на одной из конференций и рассказывал о том, как изменить мир. Так Давид Ян стал героем новой постановки.
В основе спектакля – монолог главного героя, написанный на основе глубинных интервью с ним. Задача таких интервью – найти непроговоренные вещи. Дело в том, что у всех есть какое-то заготовленное количество слов о себе, которые, в зависимости от навыков, у разных людей заканчиваются за разное время. Продвинутый человек может о себе два часа говорить заготовленными словами. Но потом эти слова все равно заканчиваются, и тогда начинается самое интересное: новые слова, осмысленные и переосмысленные, неожиданные для самого героя. Задача драматурга – вывести человека на такой разговор. Поэтому драматург должен быть также психологом: правильно разговаривать, задавать правильные вопросы, чтобы пошел поток созидательной речи.
Таким методом Евгений Казачков провел с Давидом Яном несколько сессий. Потом смонтировал разговор, утвердил с Давидом. Мы сделали в 2013 году первую читку, а в 2015-м выпустили спектакль. В России он стал хитом.
Спектакль «Топливо» ставили регулярно в Москве и Санкт-Петербурге, и практически сразу нас стали звать на всякие IT и бизнес-конференции. То есть мы его играем еще на закрытых показах.
Задача драматурга, режиссера и артиста — сделать историю максимально универсальной. Постановка базируется на методе, в котором я работаю. Это не совсем русская драматическая школа, скорее исследовательский театр. Материал не разыгрывается, он препарируется артистом на сцене в реальном времени. У зрителей таким образом появляется возможность не просто ассоциировать себя с героем, а самому становиться героем – то есть проделать вместе с нами аналитическую работу, относя ее естественным образом к себе. Мы как бы становимся героями собственной жизни. Поэтому наш спектакль попадает во всех. Его любят и школьники, и солидные мужчины в галстуках.
Ценность нашей истории в том, что театр обычно не обращается к людям, которые создают бизнес. Здесь же история про человека, который рассказывает, как он создавал себя и впоследствии создал свою компанию.
Мы много раз ставили этот спектакль в России и за границей. Специально мы никак его не промоутируем. Но нас часто приглашают его сыграть. В этот раз мы получили приглашение от компании Arbuzz. В Лондон мы приезжаем вдвоем с актером Максимом Фоминым. У нас компактный боевой отряд: чаще всего я сам этот спектакль и провожу технически.
В Лондоне с «Топливом» мы будем впервые. Конечно, мы бы хотели два раза сыграть его в Лондоне, это было бы более осмысленно. Но посмотрели лондонскую афишу: тут и Хабенский, и премьера Макса Диденко, нашего приятеля, — все очень плотно, на самом деле. И еще фестиваль русского кино. Может быть, так совпало именно в эти дни. Но спектакль мы в итоге сыграем один раз.
Показ «Топлива» пройдет в театре John Lyon’s Theatre в Covent Garden. Заказ билетов – по ссылке.
Фото: Дарья Аксенова
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…