В прошлый раз мы говорили о том, что стандартный восьмичасовой рабочий день больше не является единственно возможным способом организации своей профессиональной жизни. А главное, он больше не является пределом мечтаний для тех, кто работает.
Интересно, что тренд на сокращение и гибкость рабочего времени развивается одновременно с обоих полюсов – как со стороны собственно экономики, так и со стороны наших индивидуальных предпочтений. Приходит на ум фраза Владимира Ильича о том, что верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому. Давайте разберемся, как именно.
Начнем с верхов, а точнее, с макро-трендов
Gig-economy набирает обороты. Как сообщает CNBC, к 2027 году большинство сотрудников в США будут работать на контрактной основе. Причем если контракты раньше были уделом стартапов, то теперь ими не грешат и компании из списка Fortune 500. Роботизация оптимизирует все профессиональные области, и, по прогнозу, например, McKinsey, к 2030 году может быть автоматизировано до 30% всех рабочих мест. Это означает, что высвободится значительное количество человеко-часов. В связи с этим от Давоса до Веб-саммита не утихают разговоры об универсальном базовом доходе, а также о сокращении рабочего дня до шести часов.
Вся эта катавасия с изменением структуры трудовых отношений ведет к пересмотру социальной защищенности или, скорее, незащищенности трудящихся. У контрактной экономики есть оптимистичные сторонники, которые в ней видят массу новых возможностей. Но есть и противники, которые указывают на отсутствие пенсионных и страховых отчислений и недостаток уверенности в завтрашнем дне.
А что же низы, то есть мы с вами? Кажется, культура показательного трудоголизма и работы до упора тоже уходит в прошлое. It’s just not cool anymore. По крайней мере, эту мысль объемно раскрывает свежий лонгрид в The New York Times. Работа по 50 часов в неделю выглядит не таким уж героическим выбором, а наоборот, нездоровым наваждением.
Учитывая, что тренды нам в помощь, давайте поговорим о том, как еще можно организовать свою трудовую деятельность, если вы так же любите автономию и возможность распоряжаться своим временем, как и я.
На прошлой неделе в The Guardian вышла статья под названием «Работа больше не работает», автор которой выступает в поддержку четырехдневной рабочей недели.
Исследования подтверждают, что более долгая работа не обязательно связана с более высокой эффективностью. А офисные сотрудники и вовсе склонны работать три часа из восьми, как мы выяснили в прошлый раз.
При этом продуктивность связана не только со временем, затраченным на работу, но и с общим благосостоянием человека. Всего 13% вовлечены в работу эмоционально, а оставшиеся 87% предпочли бы находиться в это время в каком-то другом месте.
Сокращение рабочего времени способствует более позитивной мотивации, сокращению стресса, а также уменьшению количества болезней, связанных со стрессом.
Исследования подтверждают, что более долгая работа не обязательно связана с более высокой эффективностью. А офисные сотрудники и вовсе склонны работать три часа из восьми.
Первой решилась на четырехдневную рабочую неделю страховая компания Perpetual Guardian в Новой Зеландии. Затем уже и в Англии объявил об этом Wellcome Trust, который планирует перевести на сокращенную неделю 800 своих офисов.
Появляется целый ряд организаций, которые увлеченно продвигают идею короткой недели. Например, вот эта – здесь можно отслеживать, как эта замечательная концепция завоевывает мир.
Если вам кажется, что четырехдневная рабочая неделя происходит в каком-то параллельном мире, то спешу вас заверить, что это ближе, чем кажется. И даже если четырехдневная неделя не закреплена на уровне организации, ничто не мешает обсудить этот вариант в частном порядке.
В прошлом году я работала в технологической компании, которая довольно быстро согласилась на мое сначала довольно робкое предложение о четырехдневной рабочей неделе. Аргументация была довольно простая: в моей жизни еще есть проекты, которым бы я хотела уделять внимание в дневное время суток. Например, в пятницу. У компании совершенно не было возражений, напротив, они считали, что получают good deal – специалиста с 20-летним стажем по цене со скидкой – моя зарплата закономерно составляла 80% от зарплаты за полную неделю.
Меня многие предупреждали, что, мол, это только на бумаге четыре дня, а по сути ты все равно будешь работать пять. Но ничего подобного не случилось. Даже если мне приходилось выделять часы для работы в пятницу, я всегда их получала обратно в другой день недели. Все было честно и прозрачно.
Среди моего круга знакомых есть сразу несколько человек, которые четыре дня в неделю работают в организации, а пятый день – как правило, пятницу – посвящают своему так называемому бэби-бизнесу. Иногда этот второй бизнес так и остается в стадии бэби на года, а иногда вырастает во что-то большее. И тогда человек может принять решение полностью уйти из компании и стать предпринимателем. Например, так получилось у известной многим Жени Минеевой, которая сначала совмещала работу в Change.org с запуском собственного бренда Been, а потом полностью переключилась на бренд.
Меня многие предупреждали, что, мол, это только на бумаге четыре дня, а по сути ты все равно будешь работать пять. Но ничего подобного не случилось.
А если вам и четырехдневная неделя у одного работодателя кажется длинной, то можно рассмотреть вариант «портфельной карьеры» – portfolio career. Она представляет собой еще один быстроразвивающийся тренд.
Это одновременная работа сразу в нескольких компаниях или проектах. Причем это совсем не обязательно краткосрочная история, подобная организация собственного труда может длиться годами. Например, мой знакомый IT-менеджер работает одновременно в трех компаниях, и это длится уже шесть лет. Все счастливы и не собираются ничего менять еще лет шесть, постучим по дереву. Другая моя знакомая обслуживает три компании как фриланс-маркетинг-директор. Ни одна из этих компаний не может позволить себе платить ей полную зарплату, но все они хотят воспользоваться ее опытом. Поэтому они платят ей треть зарплаты и работают с ней примерно полтора дня в неделю. Этого хватает, чтобы заниматься стратегией и выступать ментором для начинающих специалистов.
Придется самому позаботиться о пенсионных и отпускных отчислениях и смириться с тем, что может быть то густо, то пусто.
Я сама большой поклонник портфельной карьеры, и моя состоит из маркетингового консалтинга для технологических и медиа-компаний, работы с частными клиентами в области карьерного коучинга, и сотрудничества с изданиями – например, с ZIMA Magazine.
Если вам нравится независимость, ваши интересы выходят за пределы одной компании, вы умеете быть менеджером самому себе и знаете, как монетизировать свои навыки, то портфельная карьера может вам подойти. Правда, придется самому позаботиться о пенсионных и отпускных отчислениях и смириться с тем, что может быть то густо, то пусто.
Это не настолько широко известная практика, и чаще договоренности о том, чтобы поделить позицию, происходят индивидуально между заинтересованными лицами, а компания не возражает.
Чаще всего этот вариант особенно подходят мамам с маленькими детьми. Одна моя приятельница, которая отвечает за бренд-маркетинг в лидирующей FMCG-компании, договорилась о том, чтобы поделить позицию со своей коллегой. Они обе выходили после декрета и не хотели резко менять рутину для ребенка и себя. В итоге каждая из них работала по 2,5 дня, получала половину зарплаты и была крайне довольна тем, как ловко удалось все устроить – продолжать накапливать профессиональный опыт и не прерывать карьеру, но при этом быть рядом с ребенком достаточное время.
Если вы работаете на позиции, где хорошо описаны функции, и при этом есть другие сотрудники, которым интересна частичная занятость, этот вариант вполне можно обсудить.
Если вы думаете, что эффективнее распорядитесь своим рабочим временем, чем это сделает единственный работодатель, то Лондон в 2019 году предоставляет массу возможностей, чтобы построить органичный баланс между жизнью и карьерой.
Хотите больше читать о карьере в Британии? Плывите к нам в канал.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…