Русскоязычные женщины Лондона рассказали нам о том, как им живется в браке с индийскими мужчинами.
С будущим мужем Робином (да, это его настоящее имя) мы познакомились в Лондоне. Он переехал сюда из Индии получать МВА, а я приехала из Краснодара погостить у подруги. На праздновании Нового года нас представили друг другу общие знакомые. На тот момент мое представление об индийцах было на уровне фильмов, где они много танцуют с точкой на лбу. Понятное дело, по внешности он был не европейцем, но во всем остальном показался современным молодым человеком. Мы понравились друг другу и продолжили общаться – даже после того, как я вернулась в Россию. Хотя поначалу было сложно. В культуре Индии нет спонтанных знакомств, и Робину нужно было понять, что для него значит наша встреча и может ли она перерасти во что-то большее.
Дело в том, что Робин из классической индийской семьи – его родственники живут в Агре, провинциальном городе, где традиции еще сильнее от того, что все друг друга знают. В его семье и вообще в Индии до сих пор существует система договорных браков, когда родители сами выбирают сыну жену. Для индийцев свадьба по любви – это что-то страшное и нестабильное. До нашей встречи раз в месяц мама присылала Робину портфолио из возможных кандидаток. После нашей встречи это продолжилось. В описании невест было фото, происхождение, образование, кулинарные способности и разные таланты.
Отношение к белым женщинам
Мы переписывались, встречались, но долгое время муж был не уверен, может ли из этого что-то получиться – разрешит ли семья? Его родители были совершенно не готовы к такому сценарию, а семья для индийцев, и особенно мнение мамы, очень много значит. Идти против нее не принято.
Хоть будущий супруг и относился к нашему союзу скептически, мы продолжали встречаться – в Лондоне и других странах. Через полгода недоверие пропало: я приехала в нему в Лондон, мы достаточно много вместе пожили, и он решился рассказать семье.
После объявления новостей родители, конечно, устроили драму. У мамы была истерика, но на семейный совет позвали родственников и в конце концов решили, что, мол, можно попробовать. Но муж на тот момент уже тоже был очень серьезно настроен и сказал, что это его выбор вне зависимости от их решения. Все это было до того, когда они меня увидели лично. В Индии о «белых женщинах» думают всякое: что распутные, ненадежные в браке, не рожают детей.
Маленькая свадьба на 600 гостей
Первая встреча с родителями Робина произошла, когда я поехала на свадьбу в Индию. На тот момент они уже смирились: встреча прошла очень хорошо, и они успокоились, поняв, что я не соответствую индийским стереотипам о белокожих женщинах. Сейчас у нас прекрасные отношения. И, кстати, после нашего случая братьям и сестрам мужа родители стали позволять больше свободы в выборе жен и мужей и даже разрешили встречаться до свадьбы.
То, как проходит свадьба в Индии очень зависит от региона и касты. В центрально-северной части страны, откуда Робин, приняты более классические свадьбы – это четыре дня, но мы сократили до двух. Наша свадьба была очень маленькая по индийским меркам: всего 600 гостей. Почти все они были со стороны Робина. Родственниками мужа ожидалось, что от меня должно приехать такое же количество, но я пригласила всего семь человек. У меня-то и столько знакомых нет!
На свадьбе много разных обрядов, то выкуп, то благословение, всем рисуют мехенди, нужно часто переодеваться. Я особенно ничего не поняла. Со мной что-то делали – я на все соглашалась. Но было очень красиво. А запомнилось мне вот, что. Всех этих гостей нужно не только напоить и накормить, им еще нужно было сделать подарки: сладости и деньги. При этом сами гости денег дарят очень мало, порядка 200 рупий – это два фунта.
Главный подарок на индийской свадьбе дарят невесте родители жениха. Обычно это драгоценности. На них часто собирают всю жизнь, с рождения мальчика. Я сразу отказалась от очень индийских по стилю украшений, понимала, что не буду их носить – например, колье на полживота и серьги, от которых отвисают уши. В итоге мне подарили более-менее универсальный набор.
Я понимала, что реальное соприкосновение менталитетов произойдет, когда мы будем полноценно жить вместе, но больших «индийских» сюрпризов не было. Но, конечно, есть пара моментов, к которым мне тяжело привыкнуть. Первое – это культ еды. В Индии женщины не работают, мать Робина – не исключение. Женская половина населения сидит дома и готовит завтрак, обед и ужин. Поэтому у мужа бзик в голове, что 4 раза в день нужно в определенное время есть. И если в 12 часов он не съест свой ланч, то наступит его личный конец света. Все, что мы едим, должно быть распланировано.
Дальше – больше. На тарелке нельзя оставить ни кусочка – курицы или рисинки. Муж будет сидеть и давиться до конца, но все доест. Меня и ребенка пытается заставлять делать то же самое – к этому я, конечно, не привыкла. Еще Робин никогда не будет есть разогретую еду. При всем при этом я сказала мужу, что буду готовить только ужины, потому что у меня нет времени. Поэтому все остальное он готовит себе сам.
Еще индийцам нельзя принимать душ вечером – но я понимаю, что у мужа эта привычка впиталась с молоком матери. Мыться принято утром, когда идешь в храм – потому что к богу иначе показаться стыдно. А спать на белых простынях, которые жена стирала, немытыми – не стыдно. В душе по утрам они, конечно, проводят добрый час, но вот вечером всю пыль и грязь с себя не смывают. Не думаю, что это можно искоренить. Только понять и простить!
В Индии религия – часть повседневной жизни. Если ты рожден в Индии, то тебя априори воспитывают религиозным. Можно сказать, что выбора особо нет. При этом религия проникает абсолютно во все сферы жизни, а у каждой касты могут быть отдельные верования. Например, семья моего мужа – вегетарианцы. А мама – из джайнистов, у которых все еще строже с питанием. У них есть ограничения даже по употреблению в пищу растений. Они не едят те, которые приходится «убивать» – допустим, считается, что ты убиваешь лук, когда вырываешь его из земли.
Еще в Индии очень крепки идеи аюрведы. Допустим, когда у нашего ребенка кашель, то индийские родственники сразу предложат посмотреть на список продуктов, которые при кашле не показаны. Там все – от йогурта до бананов. Муж в это свято верит. Но родственники в воспитание ребенка не вмешиваются, потому что мы живем отдельно.
При этом в индийских домах санитарные условия даже при наличии слуг далеки от идеала. Сами жители дома никогда не будут убирать ванные комнаты и туалеты – это считается ниже человеческого достоинства. И не каждый слуга согласится это делать – большинство уборщиц наводит порядок во всем доме, но в туалет не заходит. Для туалетов нужно искать отдельного человека, и это обычно трудно. Из-за этого в ванных и туалетах достаточно грязно. Из других удивлений – ребенок может запросто пописать на пол, после чего пол просто протрут.
Помню, когда я впервые приехала и зашла в дом, то посидела в гостиной, а потом мне стало интересно посмотреть, что на кухне. А там я увидела, как одна из слуг режет укроп прямо на полу, а потом бросает в кастрюлю. При этом семья моего мужа уровнем выше среднего класса, то есть это не от бедности происходит. А если вспомнить, какие они дотошные с аюрведой, то, конечно, возникает противоречие – разве антисанитарные условия не больший враг здоровью, чем йогурт при кашле?
Когда они приезжали в гости в нашу квартиру в Лондон, то было все спокойно – никаких столкновений в быту. Был только один забавный случай. Когда в раковине скопилось много посуды, сестра брата у меня спросила: «А когда посуда будет вымыта?». Я ответила, что когда у меня будет время. На что все очень удивились: в Индии для этого у каждой семьи среднего класса есть слуги. После этого они меня стали как будто больше уважать.
Моногамность и жена на семь жизней
До знакомства с Робином я думала, что в индийских семьях у женщины нет голоса. Но это не так. Часто в семье решение женщины остается последним, она глава семьи. Еще я замечала, что к женщинам относятся как к богиням, особенно матерям. Но в Индии мужчины не принимают особенного участия в воспитании детей, пока тем не исполнится 6-7 лет. У нас по другому – Робин делал все, включая смену памперсов и поддержку на родах. Его родственников это удивляет.
Что касается индийцев как мужей, то мне импонирует их моногамность и ориентированность на семью. С детства им внушают, что женишься ты раз и навсегда. И не только на эту жизнь, а на все семь сразу. Они в это глубоко верят. В отношениях это очень заметно – что бы ни происходило, они всегда будут относиться ко второй половине как к абсолюту. То, что в Индии очень мало разводов, хорошее тому подтверждение.
Раньше индийские мужчины представлялись мне теми парнями из болливудских фильмов – в тюрбане, с усами и саблей, танцуют со слонами. Мой муж Санджив, конечно, был от этого образа далек. Он родился и вырос в Англии, куда его семья переехала из Индии. Но при этом даже в семьях иммигрантов сильны традиционные ценности – родители до сих пор выбирают детям пару, и община очень закрыта. Выбрав меня, мой муж оказался исключением из правил, что вызывает неоднозначную реакцию – например, мы нередко замечаем, как индийские семьи смотрят на нас с порицанием.
При переезде индийцы забирают традиции с собой. Они разделяют друг друга на касты, на тех кто рожден в Англии, кто рожден в Индии, на тех, кто из столицы, и провинциалов; разделяют людей по уровню достатка, месту работы, по внешнему виду. В начале отношений я замечала недоверие со стороны семьи мужа, пренебрежения из-за того, что я иностранка, но со временем меня приняли за свою – особенно после рождения ребенка.
Индийские мужчины в большинстве своем – хорошие семьянины и карьеристы. Мне это очень нравится в индийской культуре. Если что-то случится, то помогать будут абсолютно все родственники. О степени вовлеченности родни можно судить и по тому, как быстро разлетаются сплетни в семьях. Менталитет индийских мужчин очень отличается от менталитета русскоязычных мужчин. В хорошей индийской семье вы не будете ни в чем нуждаться – обо всем должен заботиться мужчина и по традиции осыпать жену бриллиантами в знак любви. Кроме того, индийский мужчина выбирает жену на всю жизнь.
Мы вместе уже так давно, что мне трудно сказать в чем разница в ментальности. Первое, что приходит на ум, это вкусовые пристрастия. Он ест острую еду постоянно, у него соус чили на все, кроме завтрака, а я острые блюда на дух не переношу – это первое, что приходит на ум. С рождением ребенка я стала домохозяйкой, и муж гордится тем, что я «сижу дома». Он воспитан так, что мужчина должен быть добытчиком. Семье его я сразу понравилась – потому, что они видели, что со мной он был счастлив. Для него это был второй брак.
С мужем Рави я познакомилась в университете, куда мы оба приехали учиться в магистратуре. Он родился и вырос в Индии, до этого никогда не был в Европе, но очень быстро адаптировался – к примеру, был вегетарианцем, а в Англии стал есть мясо. Поэтому столкновения менталитетов у нас не было, хотя я еврейка. Когда мы женились в Индии, то сложно было найти раввина.
В индуизме бывает большой проблемой заключить брак, потому что в этой религии много направлений и течений, но его семья не возражала против нашего союза. Проблема была скорее в том, что Рави решил остаться в Англии, хотя изначально собирался вернуться после учебы в Индию. Родители не сразу это поняли и приняли. Кроме этого – никаких проблем.
Когда я впервые приехала в Индию, у меня было ощущение, что я знаю их 100 лет. Кроме того, тогда я не была его женой и даже невестой, а нам разрешили спать в одной комнате. Еще сказали, что если бы они искали невесту для сына, то лучше бы не нашли.
Жизнь в Лондоне – сложная штука. Хотите понимать о ней больше – читайте наш телеграм-канал
Возможно, вас также заинтересует:
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…