26 апреля в Лондоне начинаются показы фильма Сергея Лозницы «Донбасс». В прошлом году лента успела побывать на Каннском фестивале и получить приз за лучшую режиссерскую работу в программе «Особый взгляд». Рассказываем, что ждать от новой работы украинского режиссера.
Выход «Донбасса» в британских кинотеатрах не случаен. В производстве фильма приняли участие пять стран – Германия, Украина, Франция, Нидерланды и Румыния. Лента, рассказывающая о событиях в Донецкой и Луганской областях, рассчитана на международную аудиторию, а Сергей Лозница хорошо известен в Европе – его дебютную картину «Счастье мое» показали в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Последующие фильмы Лозницы – «В тумане» и «Кроткая» – тоже становились участниками фестиваля.
Премьера «Донбасса» – четвертого полнометражного фильма Лозницы – состоялась 9 мая 2018 года. Правда, в отличие от других его фильмов, «Донбасс» не попал в основную конкурсную программу Канн. Жюри рассматривало его в параллельной программе «Особый взгляд», куда обычно попадают нестандартные ленты. Тем не менее фильм получил награду за лучшую режиссерскую работу с формулировкой «за пронзительный взгляд на войну на его родине в Украине».
Фильм снят в жанре военной трагикомедии и представляет собой композицию из 13 эпизодов. Через не связанные между собой истории режиссер создает мозаичный портрет Донбасса – не как региона, а как феномена. Здесь и загримированная массовка дает интервью прессе под видом местных жителей, и мародерство новой власти с «конфискацией» джипа у бизнесмена, и гротескная брачная церемония по законам «Новороссии».
«Действие фильма разворачивается на Донбассе, регионе Восточной Украины, оккупированном различными преступными группировками. Бои идут между украинской регулярной армией, которую поддерживают добровольцы, и сепаратистскими группировками, поддерживаемыми российскими войсками. Это гибридная война идет параллельно с открытым вооруженным конфликтом, сопровождается убийствами и грабежами массового масштаба. Происходит постепенная деградация гражданского населения. Вокруг страх, обман, ненависть и насилие. Общество рушится, а на его месте остается мертвая тишина. Состояние войны достигает своей кульминации», – так рассказывает об этом сам Лозница.
По замыслу «Донбасс» – это не просто новый игровой фильм, а продолжение идей первой игровой ленты режиссера «Счастье мое». Работая над картиной, Лозница обратился за фактурой к разным новостным программам – здесь, конечно, сказывается его бэкграунд режиссера-документалиста. Вдохновили его и любительские ролики на YouTube, посвященные конфликту на Украине – из всего найденного материала они поразили Лозницу больше всего. «Как будто смотришь уже срежиссированный гротескный фарс», – говорил он.
«Одна из главных причин этой войны, продолжающейся с 2014 года, – развал СССР и провал его “проекта будущего”. За таким коллапсом могла бы последовать либо фундаментальная реформа и полная реорганизация общества, либо его постепенный распад и разрушение. В данном конкретном случае первый вариант – это постепенная реформа, направленная на создание модели европейского развития (с акцентом на права личности, верховенство закона и защиту частного имущества). Второй вариант – возврат к тоталитарному советскому способу существования. Эти два варианта несовместимы. Украине, по крайней мере преобладающей части ее населения, ближе европейский путь, в то время как Россия уверенно движется назад в СССР», – считает сам режиссер.
Со стороны российской власти картина Сергея Лозницы была воспринята резко негативно – так, из «Российской газеты» был удален обзор фильма и его упоминания. Запланированная премьера в московском «Гараже» тоже не состоялась – в ночь перед показом зрители, купившие билеты, получили сообщения об отмене сеанса. Перед выходом фильма в Сиднее посольство России в Австралии на своей официальной странице в Facebook сделало заявление на русском и английском языках, назвав картину Лозницы «откровенно расистским русофобским зарядом в худших нацистских традициях».
Вы будете вовремя узнавать о культурных событиях Лондона, если подпишетесь на нашу еженедельную рассылку.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…