Блогер Антон Травкин решил напомнить нам одну из самых искрометных лондонских историй. Ее герой — не человек, не кошечка и не собачка, а вполне банальное инженерное сооружение. Пусть даже на момент описываемых событий и 130-летнее.
В начале XX века London Bridge был самым загруженным мостом Лондона: 8 тысяч человек и почти тысяча разновидных тарантасов, экипажей и телег пересекали его каждый час. После планового расширения еще в 1902 году к мосту на протяжении 60 лет больше не прикасались. Несмотря даже на то, что он все это время уходил под воду. Медленно — со скоростью 5 сантиметров в 10 лет, — но уверенно.
Пока мост спокойнехонько себе тонул, на другом континенте, в Америке, в 1911 году родился Роберт Пакстон МакКаллох. Дед его сколотил состояние, строя по всему мире электростанции Томаса Эдисона (того самого). Капитал он завещал внукам. Так Роберт уже в 18 лет стал мультимиллионером.
Справедливости ради стоит отметить, что деньги парня не испортили. Закончив Стенфорд, он основал компанию по производству автомобильных двигателей, которую впоследствии успешно продал за $1 млн и перебрался в Калифорнию, занявшись производством бензопил и лодочных моторов. Как-то в поисках подходящего места для тест-драйва своих моторов Роберт забрел в Аризону, на озеро Хавасу. Моментально влюбившись как в водоем, так и в окрестную территорию, окруженную горами, он решил, что неплохо было бы учредить тут резорт регионального масштаба. Не мудрствуя лукаво, он предложил местным властям по $76 за акр пустынной земли, те согласились, Роберт приобрел 16 тысяч этих самых акров и заложил новый город — Лейк-Хавасу-Сити.
Тем временем у важных людей в Лондоне иссякает терпение смотреть на медленную кончину London Bridge и со словами enough is enough они на самом высоком уровне решают, что старый мост надо развалить и заменить на новый — шире, красивее и плавучее. Однако член городского совета Иван Лукин выступил с оригинальной альтернативной идеей — не ломать мост, а продать его. Вскоре в лондонских издательствах были распечатаны красивые глянцевые брошюры, а по телевизору начали крутиться красочные видеоклипы, предлагающие купить не просто какой-то мост, а огромную во всех смыслах часть лондонской истории.
Между тем у Роберта МакКаллоха дела с его городом шли так себе. Да и городом-то Лейк-Хавасу-Сити назвать язык не поворачивался — поселком городского типа, и то с натяжкой: 2 тысячи человек населения посреди ничего и прирост в полчеловека в год. История гласит, что дальше события развивались так. Сидит, значит, Роберт у себя в поместье, выпивает со своим архитектором и неторопливо рассуждает, как же город рукотворный преобразить к лучшему, чтобы люд его возлюбил и начал сюда съезжаться. Как вдруг по телевизору показывают тот самый ролик про мост, и мистер МакКаллох отчетливо понимает: эврика!
Потому что, купив мост, МакКаллох убивает двух зайцев сразу. Во-первых, то самое озеро Хавас, что так его очаровало, грозило стать застойным, а это для резорта (даже областного масштаба) не очень. Чтобы этого не допустить, полуостров, на котором и был изначально основан город, превращается с помощью экскаваторов, бульдозеров и прочей строительной техники в остров. А любому острову для связи с сушей что нужно? Сами понимаете. Ну и во-вторых, привезти мост с 130-летней историей с другого континента, тем более из самой Британии, — если уж это не привлечет внимание туристов, то я тогда не знаю, что еще.
Короче говоря, МакКаллох вписался в аукцион. Да, странненький в этом плане был не только он — за мост многие бились до последнего. Но, судя по всему, никто этот мост не желал больше, чем МакКалох, и двойная цена, которую он предложил, чтобы перебить остальных, тому доказательство. В итоге, в апреле 1968 года, заплатив $2 460 000, Роберт Пакстон МакКаллох стал владельцем самой большой в мире антикварной безделицы.
Началась эпопея с транспортировкой. Разбирая мост по камешку, строители должны были маркировать каждый блок, указывая его точное месторасположение по горизонтали и вертикали. После этого кирпичики были любовно упакованы, погружены на корабль и доставлены через Панамский канал до Калифорнии. Оттуда не менее любовно перегружены на маленькую армаду грузовиков и перевезены через пустныню к их новому домику у озера. Разборка-перевозка-сборка отняла три года и почти семь с половиной дополнительных миллионов американских долларов. Но в конце концов 10 октября 1971 года London Bridge был представлен ликующей публике — с подобающим форсом: парашютисты, оркестры, воздушные шары и один тогдашний мэр Лондона. Чтобы вы понимали уровень помпезности, на банкете кормили лобстерами и ростбифом — точно такие же блюда подавались королю Вильгельму IV во время открытия в Лондоне оригинального моста в 1831 году.
После открытия моста и до самой смерти его владельца только ленивый не говорил, что эта покупка — полный бред и самое большое разочарование и даже что Маккалоха обманули британцы, подсунув невзрачный London Bridge вместо красивого Тауэрского. На что тот только хитро посмеивался. А чего не посмеиваться, если с начала 1960-х за 15 лет население основанного им города увеличилось с шести сотен до 10 тысяч человек, а только за 2 года после открытия моста город посетило 2 миллиона туристов. Сегодня в Лейк-Хавасу-Сити живет больше 50 тысяч человек. А London Bridge по сей день является одним из главных достопримечательностей Аризоны.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…