Вчера завершился V Российско-британский бизнес-форум – ключевое российское деловое мероприятие в Великобритании, направленное на развитие бизнес-диалога и поддержку торгово-инвестиционных проектов. По нашей просьбе Наталья Мосунова посетила форум и подвела итоги британско-российского диалога.
Пятый Российско-британский бизнес-форум прошел в Конференц-центре Елизаветы II, напротив Вестминстерского аббатства, за углом от парламента и в окружении британских ведомств. Место символичное, как и возраст проекта: мероприятие проходит пятый год, и, в общем, логично предположить, что задумывалось оно как инструмент развития российско-британских экономических отношений и торгово-инвестиционного сотрудничества в непростые времена взаимного недоверия и санкций. Однако оценить связь Форума и динамику инвестиций британского бизнеса в экономику России непросто – слишком много разных факторов работает в этом направлении в обеих странах, поэтому поговорим об ощущениях и наблюдениях: кто был, что получилось, а что не очень, что изменилось за пять лет его существования.
Официально провозглашенная цель мероприятия – показать заинтересованным компаниям привлекательность ведения бизнеса в России и создать площадку для взаимодействия заинтересованных сторон – бизнеса, властей, общественных организаций. И, судя по тому, что на первом Форуме участников встречали пикетчики с требованием расследований отмывания «русских» денег, а на пятом британскую сторону представляли известные менеджеры (например, Ann Cairns Vice Chairman) и просто влиятельные люди (один только сэр Грегори Баркер, консерватор с пожизненным пэрством чего стоит), организаторам удалось создать доверие к площадке.
Однако заинтересованных британских бизнесменов среди участников форума было все же гораздо меньше, чем их русских коллег. Бросался в глаза и разрыв масштабов обеих сторон: если от России были «Аэрофлот», «Сбербанк» и другие гиганты,то британский бизнес был представлен в основном небольшими бюро; многие из «британцев» оказались выходцами из стран бывшего СССР с бизнесами и карьерами в Великобритании. Российская сторона была усилена еще и представителями государственных институтов – Банка России, московских министерств, поэтому временами возникало ощущение дисбаланса: со сцены звучал призыв вести бизнес в России, но вот целевой аудитории для такого призыва – компаний, которые с российской экономикой еще не знакомы, но хотели бы узнать больше – явно не хватало.
Не хватило и площадок, чтобы познакомиться с небольшими инновационными компаниями из России: как выяснилось из неформальных бесед, они там были, но возможности выступить или хотя бы выставить стенд, представляющий продукт, были не у всех.
Впрочем, одним из успехов мероприятия мы можем с уверенностью считать то, что шансов для нетворкинга было намного больше, чем на других мероприятиях такого рода: за исключением особо занятых спикеров, покинувших мероприятие сразу после официальной пленарной части, большинство были доступны для общения во время продолжительных кофе-брейков, и это было приятным открытием.
Еще одним успехом форума стала новая форма диалога участников – конференция для компатриотов. И хотя структура этой части, ее контент и разнообразие участников могут быть улучшены (потому что ну сколько можно говорить про наше все Пушкина? А было и такое), эта площадка оказалась крайне востребованной – в зале буквально не было мест. Правда, не было и недостатка в энтузиазме: это была, пожалуй, самая интенсивная и эмоциональная дискуссия форума.
Некоторый дисбаланс числа и состава «местных» и приехавших участников может быть связан с напряженностью, определяющей отношения между нашими странами последние годы. Звенящая политизированность ощущалась и в выступлениях, и в репликах участников. Почти на каждой панели возникали надежды на изменение ситуации для бизнеса в том случае, если «Брекзит» пойдет по более или менее предсказуемому пути. Надежды, впрочем, довольно последовательно разрушались британскими панелистами, которые не скупились на английские шутки: когда один из выступающих признался в симпатиях к действующему британскому премьеру, модератор задался вопросом, поднимет ли это признание рейтинг Бориса Джонсона, отметив, что обычно российское внимание к Великобритании «тщательно документируется»; лорд Грегори Баркер усомнился в том, что что британские компании придут в Россию благодаря Брекзиту: «скорее, это случится благодаря вашему НДФЛ 13%, если к власти придет Корбин». В общем, эмоциональная вовлеченность всех участников организаторам и спикерам явно удалась: равнодушных не было, а по раскатам смеха некоторые панели могли конкурировать со стендапами средней руки.
А вот исключительный фокус на Москве, ее законах, правилах и планах вызывал недоумение: если это российский форум, то и регионы и региональные проекты могли бы быть представлены масштабнее и выразительнее, а рассказы о реновации и переселении москвичей вызвали недоумение – слишком стремительно развивались эти процессы, чтобы вдумчивый инвестор успел оценить свои шансы и поучаствовать. Волна раздражения прокатывалась по залу и на заявления о гарантиях безопасности ведения бизнеса в России – все же уровень критического восприятия в подобный аудиториях довольно высокий, и отрицать наличие рисков – терять доверие.
Конечно, хочется завершить обзор форума позитивным прогнозом для британско-российских отношений в области бизнеса, но, боюсь, что пока явных предпосылок для этого нет: недоверие разрушается куда медленнее, чем создается. Поэтому просто соберем уроки форума, чтобы через год получилось еще лучше:
Несмотря на это, общее впечатление от форума очень приятное: и открытости стало больше, и новые лица привезли новые продукты, и российский IT-сектор богат на идеи, и коммуникации легче.
Фото предоставила пресс-служба форума
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…