Татьяна Полякова. Во весь экран

 

Татьяна Полякова. Специалист по светскому и деловому общению. Автор курса по межкультурными коммуникациям. Знаток протокола

 

ВО ВЕСЬ ЭКРАН

Выложенная на экраны жизнь остается там навсегда. Цифры любят точность!

Жизнь напоказ вынужденно приблизили. Ускорили. А нежелающих жить напоказ — заставили.

Секунды прохода помощницы по дому, оживляющего мизансцену щенка в поиске новообретенного хозяина, — я эти жесты моего мальчика джек-рассела годы назад запомню навсегда. Или позирующее мусорное ведро, поднос с использованной посудой, завядший букет, личный фривольный кадр из романтического путешествия в рамке — во весь экран! Глаз сразу выхватывает. Внимание отмечает. Память торжествует. И торжествуют не только рецепторы, но и неслучайно-случайные зрители.

Представьте: сеанс в кинотеатре, вы на экране, зрители ждут, обдумывают и впечатляются. Только вы при этом не только актер, но и сценарист, продюсер, оператор, художник по свету, костюмер, стилист и реквизитор в одном лице. Кадр. Kрупный план. Задник.

А еще перед глазами встает картина подглядывания в замочную скважину. Ведь, по существу, наша онлайн- и Zoom-жизнь выглядит и грозит тем же.

Совет? Hамеки? Идеи? Как правильно? Как лучше? Элегантнее?

Мне часто задают такие вопросы, спрашивают про стиль и дресс-код. Mой ответ и совет всегда один: отсылаю к кинолентам по теме. Образы, конституция и характер героев, место, площадка или декорации фильмов помогают нам войти в атмосферу и настроение того места, куда мы собираемся. Встречающие и приглашающие — зрители все равно будут сравнивать. Пусть сравнивают с классикой. Я не про копирование Рима на скутере в костюме Одри Хепберн или африканских образов Роберта Редфорда. Но и у Мартина Скорсезе, и у Вуди Аллена, и у Альфреда Хичкока, и у Питера Моргана, и даже у Джоан Чэнь можно подсмотреть идеи и инспирировать себя. Да, о том, что Москва слезам не верит, тоже вспоминается. И да — бюджетное кино также существует. Поэтому мой любимый жанр — фильмы документальные. Архивы и кадры хроники.

Любимые архивы — Getty и ТАСС, где и селебрити, и актеры, и академики, и «форбсы», и президенты, и первые, и вторые леди, и космонавты, и писатели, и художники предстают перед камерой. В отдельном жанре.

Поисковик любит краткость. Вводите «известные», свой род деятельности и украшаете словом «дом». Ваша фамилия вас уже украшает. Она, фамилия — самая постоянная и значимая составляющая. Аксессуары можно докупить. Важно выглядеть на уровне и в соответствии с фамилией. Должностные позиции и звучные названия корпорации могут меняться. Имя — постоянная составляющая. Величина неизменная. Мы всегда чьи-то дети, чьи-то родственники, чьи-то коллеги, руководители, партнеры, соседи, знакомые, попутчики и даже непримиримые подруги. Случайно и неслучайно.

О нас позаботились. Задники для эфира можно выбирать, комплекты начинающих блогеров пока не в листе ожидания. Зеркала, кольца света и советы Тома Форда — все есть. Осталось выбрать сюжет. 

Секундный блиц?!

Eсли у нас не бeлый фон и не сидящая Мария-Тереза на стене, не Кунц через окно в саду, а кошка не на плече, как у Доры Маар, а вообще кот, умело распахивающий прикрытую дверь с лишней мизансценой за ней, — перед глазами сразу спасительно встают музейные залы, интерьерная живопись, портреты в интерьере. Все есть. Подсказок много.

Выражение лица – вещь сугубо национальная и характерная, не все нации и культуры улыбаются. Ho правила перед камерой одни. Глаза и выражение лица в диалоге — тема театрально-сценических азов. Как и произнесение фраз, и литературная речь. Фраза на выдохе? Удержать интерес, показать мысль и сопереживание, поддержку или несогласие — любые навыки приходят с опытом. А опыт — через репетиции. Даже кореянки научились улыбаться для селфи и в жизни из желания походить на звезд Европы и Америки. Научимся и мы!

Продолжаем рассматривать портреты. Не так давно я была в художественной галерее Новосибирска. Академик Капица с супругой на даче. Идеально. И позы, и строгие сосны через эркер или веранду. Лимузин не в кадре. Только шахматы и мебель эпохи 1970-х. Но это Капица. Первый взгляд — узнаем, затем оцениваем: глаза переходят с лица на осанку, на руки, на кисти. Часто — фарфор, цветок. А как еще указать на принадлежность и класс, если не «лиможем», «мейсеном» или донышком «Попова» в руке? Поднос в стороне — ценители узнают и орнаменты каймы, и страну серебра. Или сет из исинской глины — чайник, чахэ и чахай — как намек на увлечение и уважение. Вот и общая тема. Знаменитый small talk неслучайно назван кратким — а отнюдь не маленьким и не незначимым. 

Самые маленькие детали как раз и значат. Обозначают. Кричат. Выдают. Или украшают.

Выгодные аксессуары в кадре? Бумаги, рукописи на столе, вид из окна. У Франсуазы Саган — всегда бутылочка культовой Perrier, чаще всего на подносе. Вид с балкона в ее случае — на Пале-Рояль. Королевский сад. Никогда — спальня. Черно-золотой китайский антиквариат и книжные полки у Коко Шанель. Красиво устроенные и систематизированные завалы книг у Карла Лагерфельда. Kоллекция ножей — у Анджелины Джоли или коллекция насекомых — у Клаудии Шиффер. Mавзолей солнечных очков и анфилада залов коллекции обуви у Элтона Джона. Ручка породистого кресла, уютно смятый диван и торшер, кусочек коллекционного ковра… Случайно-неслучайно попавшие в кадр.

Так что оставим белый фон для начинающих. И надменно кокетливо молчащих, раскачивающихся на каблучках и беспомощных — без них.

Работающая дома и работающая из дома творческая интеллигенция — не довод? Тогда Билл Гейтс. Всегда в библиотеке или у окна с видом на сад, который является главным акцентом и действующим героем дома. Сам дом встроен и вписан в сад. Главная достопримечательность дома — библиотека. Фон. Pеференс. И тема.

У Эрнеста Хемингуэя всегда вино и коты. Для отвода внимания. И даже у Пабло Пикассо букет гладиолусов на фоне подвески работ в студии. Это как броши Ее Величества. И стейтмент важности ситуации, и посыл, и референс, и перевод взгляда. Все по-английски просчитано. Кадр по пояс. Помните перевернутый телефон, скрывающий ее личный номер? И выверенные случайно-неслучайные фотографии, которые приковывают взгляды всего мира – в надежде рассмотреть и догадаться. Ее Величество сделала постановочный кадр в спальне. Ожидая, что все хотели узнать и увидеть устройство ее личных покоев. Несмятые подушки, натянутое покрывало, поднос, пресса… О том, что кадр был мгновенный, но сделан членами близкого окружения, говорят мирно лежащие в ногах хозяйки живые и любимые корги. И их за поводок не тянут. И ожерелий из натурального жемчуга на них нет. И  взгляд хозяйки дома, намекающий нам, что, понятно, она спит не здесь, но все же — хотели увидеть? Смотрите! Никаких тапочек и любимых лодочек у постели, никаких продакт-плейсментов, кремов и мишек, куколок и записок на прикроватной тумбочке. Платьев и пижам русских дизайнеров.

А вот Галина Уланова позволила сфотографировать себя, читающую инструкцию по включению и использованию стиральной машины, написанную попавшей в больницу помощницей по хозяйству. И склоняется над машиной она не в балетной пачке, а в домашнем наряде. И не фотографируется на фоне гардероба. И не только потому, что во времена СССР у Louis Vuitton не было рекламных бюджетов на этом рынке. Кадры со смыслом. Во всем – до домашней обуви и длины подола. Без легинсов и позы в йоге. Довод про то, что в те годы не было Nike, рецептов «Лонгевиты» и антиэйджингa, не принимаю. Был класс. Kадры были понятны даже не читающим на языке героев зрителям. Каждый прописывает свои титры. Или, как я, записывает пункты в срочные дела.

У Владимира Набокова – безукоризненный костюм и всегда книги, записки и – или бабочки, или Вера. И образ жены, домашнего костюма, одежды для досуга я часто сверяю по Вере Набоковой (в девичестве Слоним) или по Майе Плисецкой. Черно-белых кадров хроники достаточно. Цвет не всегда нужен. Контраст передает характер и удобен для восприятия.

И даже Zoom bar можно так же выигрышно подать, бутылку поставить в металлический или серебряный держатель, но точно не на стол.  B Zoom – день рождения можно принять желающих поздравить на постели. Софи Лорен или Трумен Капоте подскажут позы и жесты.

Хорошо, согласна, Zoom – cовременный мини-формат, панорама не входит. Совет: откадрируйте предложенные мною сюжеты взглядом. Во весь экран!

Но многие кадры уже разлетелись. И тысячи глаз их уже выхватили. Работа над ошибками? Удовольствие! Pаботу над ошибками можно также репетировать. Дубли ведь необходимы. Шутка над собой и красивый отсыл к именам режиссеров или образов из истории всегда поддержит и точно уведет от необходимости оправдываться. Извинитесь и продемонстрируйте новую мизансцену. Во весь экран! Снято. Следующий кадр!

Иллюстрации: Gettyimages.ru

Татьяна Полякова

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

1 день ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

1 день ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

2 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

3 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

4 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

4 дня ago