Елизавета II, без сомнения, является символом современной монархии. А символом власти монарха, в свою очередь, является корона. Жаль, что сегодня тиары даже представители правящей династии Виндзоров оставляют только для особых случаев — в основном, свадеб и государственных приемов. Ведь в их распоряжении есть поистине великолепные произведения ювелирного искусства. Коллекция у Ее Величиства, вероятно, внушительнее, чем у всех остальных европейских правителей вместе взятых. И хотя с королевскими ценностями все не так просто (многие из принадлежащих королевской семье украшений не носятся, а многие из носящихся ей не принадлежат), отрицать их царственную красоту невозможно. Сегодня мы решили полюбоваться на ослепительные тиары и диадемы из дворцовой сокровищницы.
У тиары из коллекции Романовых запутанная история. Свое имя она получила в честь Великого Князя Владимира Александровича, для будущей жены которого, Марии Мекленбург-Шверинской, и была изготовлена в 1874 году. После падения монархии Мария Павловна бежала в Кисловодск. Ее сын Великий Князь Борис Владимирович вместе с другом, британским дипломатом Альбертом (Берти) Стопфордом разработали план по похищению украшений Великой Княгини из собственных апартаментов: перед отбытием на Кавказ она предусмотрительно спрятала в сейфе все свои ценности: ожерелья, броши, серьги, диадемы и, конечно, любимую тиару, свадебный подарок Владимира Александровича Романова. Забрав из будуара драгоценности, Альберт вывез их в Лондон и хранил до 1920-го года, когда Мария Павловна смогла выехать с детьми в Европу.
В эмиграции она прожила недолго: Мария Павловна скончалась в августе того же года во Франции, завещав все украшения детям: часть из них отошли ее дочери, греческой принцессе Елене Владимировне, которая в 1921 году продала великолепную тиару своей родственнице и страстной любительнице ювелирных изделий Марии Текской. Королева Мария, получив легендарную тиару в собственное распоряжение, решила по своему вкусу дополнить дизайн, сделав ее более универсальной. Оригинальные жемчужины теперь можно было заменять на изумруды-кабошоны. После смерти Марии Текской в 1953 году Владимирская тиара по наследству перешла к внучке, королеве Елизавете II и теперь считается ее любимой.
Еще одна тиара с «русской» историей: ее в 1888 году принцессе Александре Датской подарила в качестве подарка на 25-летнюю годовщину свадьбы леди Салисбери от имени подданных Соединенного Королевства. Необычный дизайн не случаен. Родная сестра Александры, российская императрица Мария Федоровна часто появлялась на официальных приемах в подобных — тогда при дворе были в моде этнические русские мотивы. Принцесса восхищалась блистательной жизнью Великой Княжны и ее утонченным стилем, поэтому подарок леди Салисбери пришелся ей по душе. Британский «Кокошник» был по специальному заказу изготовлен ювелирной компанией Garrard & Co из белого золота и 488 бриллиантов.
После смерти Александры, тиара перешла к ее золовке королеве Марии (да, опять драгоценность получила Мария Текская), которая, в свою очередь, завещала ее Елизавете в 1953 году. Та довольно часто появлялась в тиаре в 50-х годах, но затем охладела к украшению. В 1981 году тиара стала свадебным подарком королевы принцессе Диане, а после развода последней с принцем Чарльзом, снова вернулась в королевскую сокровищницу.
Оригинальный дизайн «Узелков» был придуман в 1818 году: тиару по случаю бракосочетания с герцогом Кембриджским принцессе Августе Гессен-Кассельской подарили ее родители. Королеве Марии Тескской (конечно!) настолько понравилась задумка, что век спустя, в 1914 году, она заказала копию у любимого британской королевской семьей ювелирного дома Garrard & Co. После ее смерти ювелирное изделие перешло во владение Елизаветы II. Очень часто эту тиару заимствовала принцесса Диана. Затем и герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма, несколько раз удостоилась чести продемонстрировать знаменитое украшение, надев «Узелки» на прием в 2015 году и на дипломатическую встречу с испанскими монархами в 2017.
Тиару в 1853 году принц Альберт заказал для королевы Виктории в качестве знака своей любви. Он сам придумал и разработал дизайн.. Изначально бриллиантовый ободок, собранный из 2600 камней, украшали опалы. В 1901 году принцесса Александра, ставшая новой хозяйкой тиары, заменила их на рубины и уже в новом виде она перешла к Елизавете Боуз-Лайон (королеве-матери) в 1925 году. Сегодня украшение принадлежит Елизавете II, хотя последняя его, по всей видимости, не очень любит — в этой тиаре она появилась на публике только один раз, в 2005 году.
Еще одна тиара в стиле «кокошника» (их у королевской семьи немало), пожалуй, самая узнаваемая. Ее первой хозяйкой стала королева Аделаида: правда тогда украшение выглядело по-другому. Да и тиарой вовсе не было: Аделаида носила «бахрому», созданную из бриллиантов короля Георга III, в качестве ожерелья. Современный вид колье-fringe придала королева Виктория. Позже новая (уже) тиара перешла к Елизавете Боуз-Лайон. Но в историю вошла после свадьбы принцессы Елизаветы — именно она была выбрана как дополнение к подвенечному платью молодой невесты. Кстати, парикмахер будущей королевы сломал «Франж» буквально за несколько часов до венчания с принцем Филиппом. Королеве-матери (на тот момент королеве Елизавете) пришлось срочно искать ювелира, который смог бы починить драгоценность. Выбран для этого бы, конечно, дом Garrard. Сегодня тиара находится в распоряжении принцессы Анны.
Культовая тиара-трансформер, которую можно носить и как колье, стала подарком для принцессы Марии Текской от «девушек Великобритании и Ирландии» (точнее, от одноименного комитета, возглавляемого леди Эвой Гренвилль) в день ее свадьбы с Георгом V в 1893 году. Комитет смог собрать около 5000 фунтов стерлингов, которые они предложили — конечно — дому Garrard & Co. Изначально тиару венчали жемчужины, но позже их заменили на 13 крупных бриллиантов. Эту же тиару Мария подарила на свадьбу своей внучке, Елизавете II — сегодня это одно из любимых украшений королевы, «бабушкина тиара», как называет драгоценность Ее Величество.
Эту корону можно смело назвать одним из символов современной британской монархии. Она была создана придворными ювелирами из фирмы Rundell & Bridge для короля Георга I в 1820 году, но носилась лишь королевами и королевами-консорт, начиная с Аделаиды, супруги Вильяма IV. Тиара до сих пор является частью британских королевских регалий и используется в церемониях коронаций британских монархов. Массивную основу Бриллиантовой диадемы (это официальное название) украшают 1333 бриллианта общим весом в 320 карат, а тажке 169 жемчужин. В дизайне короны присутствуют изображения роз, чертополоха и трилистника — символы Англии, Шотландии и Ирландии.
Сегодня тиара находится в коллекции Елизаветы II: именно в ней королева появилась в процессии по дороге на собственную коронацию в 1953 году и в ней она, по традиции, ежегодно открывает парламент. Ее изображения можно найти на картинах, почтовых марках и банкнотах стран Содружества. В ней же Елизавета позировала для портретов Арнольду Машену в 1984 году и Люсиану Фрейду в 2001. Когда диадема не используется, она выставляется в качестве экспоната в галерее Букингемского дворца.
Одна из самых внушительных современных тиар Елизаветы II, за созданием которой стоит любопытная история. Началась она в 1953 году, когда президент Бразилии Жетулиу Варгас презентовал Ее Величеству от лица народа своей страны массивные платиновые серьги с 9 крупными овальными аквамаринами в окружении бриллиантового паве. Украшение так полюбилось королеве, что в 1957 году она заказала новую, подходящую к нему по дизайну тиару у ювелиров Garrard. А еще год спустя к комплетку добавились брошь и браслет. В 1971 году дизайн тиары был переосмыслен: в современном виде она выглядит гораздо массивнее. Все части своего «бразильского» комплекта королева обычно носит вместе.
Тиара с необычным цветочном узором в дизайне была изготовлена по личному заказу королеву Елизаветы в 1973 году. На ней можно увидеть паве из 96 бриллиантов, а также рубины, предложенные принцессе Елизавета в качестве свадебного подарка делегацией из Бирмы. Эти рубины, по бирманскиим поверьям, обладают магическими свойствами: они дарят долголетие и защищают обладателя от всевозможных хворей. Как знать, может именно Бирманской тиаре королева обязана отменным здоровьем в свои почтенные 94 года?
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…