Культура

Burberry: от пальто-тренч до национального символа

На территории туманного Альбиона родилось множество успешных марок одежды и аксессуаров. Однако по сей день олицетворением подлинной британской элегантности и утонченности считается бренд Burberry. Cегодня мы расскажем, как подмастерье из графства Суррей по имени Томас Берберри смог сделать неприметный плащ одним из символов Великобритании. А также вспомним, как его приемники Кристофер Бейли и Риккардо Тиши продолжили экспансию и расскажем, насколько хорошо у них это получилось.

История бренда Burberry берет начало в Викторианскую эпоху — время пропитанных мышьяком изумрудных платьев, удушающих корсетов и белил на основе ядовитого свинца. Молодой человек по имени Томас Берберри с юных лет работал подмастерьем у местного портного. Овладев всеми хитростями пошива добротного костюма, он основал собственную компанию T. Burberry and Sons и открыл магазин на Уинчестер-стрит в Бейзингстоке. Томас трудился не покладая рук, так что довольно быстро наработал клиентскую базу, большую часть которых составляли местные жители и заезжие спортсмены.

По выходным Берберри выезжал на природу, где увлеченно наблюдал за фермерами. В независимости от времени года, они всегда носили плащ-халат из плотного льна, который смотрелся внушительно, но изрядно промокал. В 1879 году в голову владельца преуспевающего ателье пришла гениальная мысль — усовершенствовать данный предмет гардероба и сделать его устойчивым к осадкам. Так, Томас Берберри изобрел водонипроницаемую прочную ткань — габардин, которую назвал в честь упоминаемого в произведениях Шекспира места, где можно спрятаться от непогоды. Теперь любая вещь авторства Берберри изготавливалась из волшебной ткани, которая в 1888 году была официально запатентована. Верхняя одежда из габардина стала прекрасной альтернативой тяжелым прорезиненным плащам-макинтошам и пользовалась спросом среди путешественников, рыболовов и охотников. Первая реклама бренда гласила: «Габардин Томаса Берберри — идеальный материал для Индии и всех Британских колоний. Он способен противостоять ветру, проливным дождям и колючим кустам».

Но триумф портного случился во второй половине 1890-х годов, когда он выпустил офицерский плащ Tielocken Coat. Именно эта модель легла в основу дизайна современного, знакомого нам тренча Burberry.

К началу XX века плащ из габардина оценили по достоинству — и уже в 1901-м году Burberry стали официальным поставщиком верхней одежды британской армии. Томас решил придать своим изделиям более героический стиль. В качестве эмблемы он выбрал изображение рыцаря в доспехах, на коне, с копьем и развивающимся флагом с надписью Prorsum. C латинского этот набор букв переводится как «вперед». Тем самым компания одновременно подчеркнула и стремление к нововведениям, и преданность портновским традициям.

Через несколько лет монобрендовый бутик марки открылся в Париже по адресу Boulevard Malesherbes. Его ассортимент разнообразили женская линия верхней одежды и мужские пальто с кожаной подкладкой для автолюбителей. А дальше произошла череда удивительных и глобальных событий с участием вездесущего плаща. Знаменитый авиатор Клод Грэхэм-Уайт надел габардиновый комплект Burberry для перелета из Лондона в Манчестер и установил мировой рекорд. Исследователь Руаль Амундсен и его команда стали первыми людьми, достигшими Южного полюса — не без помощи палаток, изготовленных из прославленной ткани.  

Популярность Burberry набирала обороты, поэтому Томас придумал новую модель — мужской плащ  Tielocken с воротником и поясом на талии, который вновь стал частью военной формы. Благодаря солдатам, участвующим в Первой мировой войне, плащ стали называть trench, что в переводе значит «траншея». Когда боевые действия закончились, тренч стал медленно проникать в гардеробы гражданского населения и монарших особ. Король Георг V вручил Burberry патент и сделал марку поставщиком королевского двора. Вскоре подтянулись политические деятели и писатели. Сомерсет Моэм, Артур Конан Дойл, Редьярд Киплинг, Бернард Шоу — лондонская богема не вылезала из тренчей и требовала постоянного обновления их дизайна. В 1924 году Томас обессмертил свои тренчкоты, украсив подкладку знаменитым клетчатым узором из четырех цветов — черного, белого, песочного и красного. Принт получил название Nova Check.

В 1926-году основатель скончался. Дело перешел к сыновьям — Томасу Ньюману и Артуру Майклу.  Братья развивали идеологию марки, усовершенствовали габардин, добавив в состав лен и кожу, и замахнулись на знаменитостей по ту сторону океана. Так, секс-символ послевоенного Голливуда, актер Хамфри Богарт разгуливал в тренче Burberry в фильме «Касабланка». Одри Хепберн искала своего безымянного кота в укороченном палевом тренче в картине «Завтрак у Тиффани». К этому времени марка уже получила королевский патент от Елизаветы II, была куплена корпорацией Great Universal Stores и передана во владения Дэвида Уолфсона. Новый хозяин расширил ассортимент и вместе с командой дизайнеров выпустил двубортный плащ Commander II, твидовое пальто для женщин и создал коллекцию сумок, шарфов и зонтов с фирменной клеткой.

Спустя 50 лет Дом Burberry мог похвастаться выставкой в музее Виктории и Альберта, сотрудничеством с голливудскими костюмерами, звездами и августейшими персонами, а также детской линией одежды и игрушек Infantwear. Пораженные успехом британской марки, дизайнеры по всему миру начали копировать крой тренча и клетчатый принт, увлеченно видоизменять его и соблазнять клиентуру более низкими ценами. В связи с этим компания столкнулась с финансовыми трудностями: продажи снизились на 7% и Burberry закрыли три производственных предприятия в Великобритании.

Приглашенный креативный директор Роберто Меничетти, который раньше сотрудничал с брендом Jil Sander, исправил ситуацию. Он запустил линию Burberry Prorsum, создал первую коллекцию украшений и стал приглашать на участие в рекламных съемках супермоделей, среди которых были Стеллан Теннант и Кейт Мосс.

В XXI веке исполнительный директор Роуз Мари Браво поняла, что компания утрачивает свой подлинный образ и устаревает. Именно поэтому она рассталась с Роберто Меничетти и в 2001-м году доверила престижную должность  главного дизайнера человеку по имени Кристофер Бейли. К этому времени Бейли уже успел поработать с Донной Каран и Томом Фордом, поэтому знал, как соблюсти идеальный баланс между наследием бренда и новыми трендами. Он безошибочно использовал яркие цвета, «урезал» тренчи и делал ставку на мультифункциональность. В 2003 году Бейли предложил дополнить тренч кислотными водолазками в горох, в 2006 носить плащ с миниатюрными платьями из золотистой парчи, а в 2008 вообще устроил ностальгическую анархию: вывел стиль уличных мальчишек на подиум и сделал неряшливые парки, рубашки в оттенке хаки и шапки-бини главной униформой осенне-зимнего сезона. До того, как покинуть пост креативного директора в 2017 году, Бейли придумал новый предмет гардероба  — платье- тренч в оттенке розовой пудры с рюшами на месте эполет. Своего рода маленькое черное платье, только на британский манер.

Кристофер Бейли открыл второе дыхание в Burberry, сделал одежду более мобильной. В сотрудничестве с парижским универмагом Colette (Burberry exclusive for Colette) он выпустил капсульную коллекцию тренчей с шипами на воротнике. Декорировал джемперы ручной вязки Wool and the Gang для ежегодного благотворительного проекта Christmas Jumper Day и выиграл премию BFC в номинации «Цифровые инновации» от Британского совета моды.

Бейли оставил пост креативного директора в 2017 году. Он передал эстафету дизайнеру Риккардо Тиши, который ранее в течение 12 лет возглавлял модный Дом Givenchy. Тиши сосредоточился на процедуре омоложения Burberry, склонил генетическую чопорность в сторону расслабленного athleisure. В его эпоху для модного дома и его beauty-подразделения стали сниматься кумиры миллениалов, а затем и «поколения Z»: Роузи Хантингтон-Уайтли, Кара Делевинь, Адвоа Абоа, дочь Джуда Лоу Айрис и сын Пирса Броснана Дилан. В коллекциях prêt-à-porte стало фигурировать больше спортивных вещей и аксессуаров — дутых курток, свитшотов оверсайз, кепок и сумок-баулов. Риккардо уверенно заявил, что планирует сделать «марку для респектабельных пенсионеров» легкой на подъем, желанной среди женщин и мужчин всех возрастов.  

Кстати, у него это отлично получается. В наше безумное время толстовка и джинсы от Риккардо Тиши помогают выживать в городе точно так же, как тренч Томаса Берберри в окопах под проливным дождем.

 

Фото: Gettyimages.com; Архив пресс-службы

Арина Яганова

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

1 день ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago