Актуально

Маша Слоним. Кошелек или жизнь?

Журналист Маша Слоним делится мыслями об отмене карантина и законопослушных британцах.

 

 

Кошелек или жизнь? Так можно грубо определить суть споров вокруг того, снимать карантин или нет, спасать жизни, оставив какие-то элементы локдауна, или отменять все ограничения ради спасения экономики. Наши жизни, которые оказались под угрозой или наши кошельки, то, что от них осталось?

Эта дилемма стоит перед всеми странами, споры вокруг методов и скорости отмены карантина ведутся сейчас везде. Но люди по-разному относятся к тому, как быстро надо из карантина выходить.

К своему удивлению я узнала, что Великобритания оказалась самой «про-карантинной» страной в мире. По недавним опросам, меньше четверти британцев считают, что, ради спасения экономики и бизнеса, стоит поторопиться и побыстрее снять карантин, даже, если еще не удалось остановить эпидемию. Для сравнения: большинство итальянцев — за, около 60 процентов китайцев и россиян тоже за то, чтобы карантин был снят до победы над эпидемией.

Фото: flickr

На днях 77% британцев высказались за очередное продление локдауна. Неужели, они оказались самыми боязливыми? Больше боятся заболеть, умереть или потерять близких, чем лишиться своих доходов и благополучия. Не думаю. Тут скорее большую роль играет все же доверие к власти. Правительство рекомендует сидеть дома, беречь друг друга и любимую всеми NHS (Медицинскую Систему Здравоохранения) — будем сидеть дома; правительство рекомендует проявлять осторожность — будем следовать рекомендациям, посмеиваясь над некоторой нелепостью и расплывчатостью этих рекомендаций, но, по большому счету, подчиняясь. В минуты опасности народ доверяет власти, как бы высокопарно это не звучало. Может, потому, что сам эту власть выбирает? Потому, что дискуссии и споры на такие важные темы возможны и ведутся и в прессе, и в Парламенте? Оппозиция в лице депутатов и лидера лейбористов подвергает власть жесткой критике, несмотря на то, что Кир Стармер заявил, что его партия будет конструктивно работать с правительством Джонсона в национальных интересах. Всё это в порядке вещей и имеет давние традиции.

Без особых протестов проходит и постепенное внедрение специальных приложений для отслеживания контактов с носителями коронавируса. Правда, пока это был ограниченный эксперимент и проводился он на острове Уайт, где жителям было предложено загрузить в смартфоны приложение, в которое пользователь, почувствовав симптомы COVID-19, заносил эту информацию, а люди, находившиеся с ним в радиусе действия Bluetooth более 15 минут, получали информацию о зараженном, если диагноз подтверждался. Судя по отчетам, эксперимент на острове прошел успешно, и со дня на день система отслеживания зараженных будет введена на всей территории Великобритании. 

Было бы странно, если бы внедрение «слежения» не вызвало вопросов у правозащитников и экспертов. Есть, например, опасение, что порядка 17 миллионов человек просто не смогут пользоваться приложением, поскольку они или не имеют смартфонов или Интернета. Да, я могу подтвердить, в английской глубинке далеко не все пользуются Интернетом, а у стариков, которых здесь немало, вообще нет мобильных телефонов. 

Опасения защитников гражданских свобод еще серьезнее. Правозащитная группа Liberty опасается, что людей могут вынудить делиться информацией о себе и своем местоположении, сделав это условием возвращения на работу или выхода из локдауна, например. Настоящим испытанием доверия к власти будет, конечно, если вдруг правительство станет принуждать народ ставить такие приложения в свои смартфоны, как это делается в некоторых странах. Неизвестно, готовы ли будут британцы принять такое грубое вторжение в свою личную жизнь даже ради победы над вирусом. Оговорки, что информация, полученная через приложение, будет сохраняться в базе данных ограниченное время, может, конечно, успокоить пользователей. Сейчас, насколько можно понять, разговор идет о 3 месяцах. Аргумент одного из разработчиков, профессора Оксфордского университета Кристофа Фрейзера, что «приложение будет одним из строительных блоков выхода из эпидемии, что каждые два человека, загрузившие приложение и пользующиеся им, предотвратят по крайней мере одно заражение», может вдохновить свободолюбивых, но законопослушных британцев.

 

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

1 день ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago