Театр будущего уже сегодня: Маша Слоним рассказывает о первом в мире онлайн-спектакле и рассуждает о новой форме театрального искусства, которая останется с нами даже после эпидемии коронавируса.
Мне повезло! За время локдауна я стала свидетелем, зрителем и даже, в какой-то степени, участником рождения нового театра. В апреле я, вместе с настоящими артистами, впервые приняла участие в читке на платформе ZOOM. Это стало международным событием не только в том смысле, что его смотрели одновременно в нескольких странах, но и потому что автора пьесы, режиссера, продюсера и всех актеров карантин застал в разных частях света. Встречи, репетиции и выступления были только онлайн. Это был интересный и удачный опыт, но все же читка не спектакль.
И вот — спектакль.
Мы смотрели концерты и коллективные выступления через ZOOM, но театр онлайн я, да и все, кто 1 июня смотрел трансляцию в YouTube, увидели впервые. В отличие от «международной читки» пьесы «Спящие», для которой были собраны актеры со всего света, спектакль «Школа для дураков» поставил и показал известный «Белорусский свободный театр». Зарегистрирован театр в Лондоне — именно для того, чтобы оставаться свободным. Его руководитель — актер, журналист и режиссер Николай Халезин и его со-режиссер и жена, Наталья Коляда, из-за преследований со стороны белорусских властей были вынуждены уехать из Минска и поселиться в Великобритании 10 лет назад.
Судьба этого театра парадоксальна. На родине в Минске он существует в полуподпольном статусе, но зато в мире широко известен. Его постановки получали международные призы в Нью-Йорке и Лондоне, среди его друзей и спонсоров — Том Стоппард, Гаролд Пинтер, Стивен Фрай и многие другие.
Я с особым трепетом ждала спектакля по книге Саши Соколова «Школа для дураков». Не только потому, что в начале 70-х годов прошлого века, впервые прочитав ее в рукописи, предложила американскому издательству Ардис, где я тогда работала, ее напечатать и даже успела набрать первые страницы перед отъездом в Англию. А еще и потому, что я очень люблю этот странный, первый постмодернистский русский роман, его упругий язык, его загадочного героя, воображаемых собеседников, с которыми он на протяжении повествования то ли общается, то ли — нет. Мальчик-призрак с раздвоением личности, который разговаривает со своим вторым «я». Как сказал Владимир Набоков, прочитав рукопись: «Обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга».
Я очень боялась разочарования. Но в первые же минуты театрального действа онлайн, это ощущение несоответствия между текстом и игрой актеров, которого я так опасалась, пропадает само по себе. Грань между печатным словом и словом, произнесенным артистом, стирается. Благодаря ли окошкам ZOOM, разным мизансценам дома у актеров — в комнате, в кухне, в туалете? Их блестящей игре и филигранной работе режиссера Павла Городницкого, который адаптировал книгу для постановки? Музыке композитора Алексея Сапрыкина и мастерству видео и звукорежиссеров, операторов дронов, всех двенадцати актеров? Все они добились удивительного эффекта — слаженности и видимости взаимодействия персонажей друг с другом. Параллельно и вместе. Как у Саши Соколова. Через окошки ZOOM. Книга «Школа для дураков», как оказалось, с ее нелинейным временем и множеством пространств, идеально подходит под такую новую театральную форму.
А главное, режиссеру удалось осовременить роман без ущерба оригиналу — прочитать и показать так, что в тексте вдруг обнаруживается масса перекличек с абсурдом сегодняшнего дня. Опыт онлайн-спектакля, не записи, а живого спектакля, поставленного в ZOOM и показанного «живьем» на YouTube-канале — первый в мире. Впрочем, «Белорусскому свободному театру» к этому не привыкать. Его руководитель Николай Халезин сказал мне, что их труппа первой стала ставить и спектакли по Скайпу. То была, конечно, вынужденная мера: режиссеры находятся в Лондоне, а театр — в Минске. Созданный благодаря Скайп-режиссуре спектакль «Собаки Европы» этой весной театр должен был приехать на лондонские гастроли в Барбикан, но помешала эпидемия.
Фото: «Белорусский свободный театр»
Но всё не напрасно. Благодаря карантину на наших глазах родилась совершенно новая театральная форма, онлайн-театр. Николай Халезин считает, что даже после того, как традиционные театры (те, что выживут после экономической рецессии) возобновят свою работу, новый опыт театра в ZOOM останется и будет развиваться. Это потребует совершенно нового подхода, который Николай уже применяет у себя в проектк: каждый участник процесса должен уметь не только играть, режиссировать или оформлять спектакли. Все должны уметь делать всё. В этом, по словам Халезина, залог успеха театра будущего, который сейчас вынужден соревноваться не только со своими традиционными конкурентами, но и с таким явлением, как Netflix.
Спектакль «Школа для дураков» в июне будет транслироваться в прямом эфире YouTube по четвергам.
18.00 BST
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…
Соуэн — древний кельтский праздник. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.…
Героини статьи представляют разные профессиональные сферы и работают в международных компаниях с насыщенным графиком, карьерными…
Игорь Голяк в своей биографии собрал бинго — рождение в украинском Киеве, взросление и карьеру…