Театр будущего уже сегодня: Маша Слоним рассказывает о первом в мире онлайн-спектакле и рассуждает о новой форме театрального искусства, которая останется с нами даже после эпидемии коронавируса.
Мне повезло! За время локдауна я стала свидетелем, зрителем и даже, в какой-то степени, участником рождения нового театра. В апреле я, вместе с настоящими артистами, впервые приняла участие в читке на платформе ZOOM. Это стало международным событием не только в том смысле, что его смотрели одновременно в нескольких странах, но и потому что автора пьесы, режиссера, продюсера и всех актеров карантин застал в разных частях света. Встречи, репетиции и выступления были только онлайн. Это был интересный и удачный опыт, но все же читка не спектакль.
И вот — спектакль.
Мы смотрели концерты и коллективные выступления через ZOOM, но театр онлайн я, да и все, кто 1 июня смотрел трансляцию в YouTube, увидели впервые. В отличие от «международной читки» пьесы «Спящие», для которой были собраны актеры со всего света, спектакль «Школа для дураков» поставил и показал известный «Белорусский свободный театр». Зарегистрирован театр в Лондоне — именно для того, чтобы оставаться свободным. Его руководитель — актер, журналист и режиссер Николай Халезин и его со-режиссер и жена, Наталья Коляда, из-за преследований со стороны белорусских властей были вынуждены уехать из Минска и поселиться в Великобритании 10 лет назад.
Судьба этого театра парадоксальна. На родине в Минске он существует в полуподпольном статусе, но зато в мире широко известен. Его постановки получали международные призы в Нью-Йорке и Лондоне, среди его друзей и спонсоров — Том Стоппард, Гаролд Пинтер, Стивен Фрай и многие другие.
Я с особым трепетом ждала спектакля по книге Саши Соколова «Школа для дураков». Не только потому, что в начале 70-х годов прошлого века, впервые прочитав ее в рукописи, предложила американскому издательству Ардис, где я тогда работала, ее напечатать и даже успела набрать первые страницы перед отъездом в Англию. А еще и потому, что я очень люблю этот странный, первый постмодернистский русский роман, его упругий язык, его загадочного героя, воображаемых собеседников, с которыми он на протяжении повествования то ли общается, то ли — нет. Мальчик-призрак с раздвоением личности, который разговаривает со своим вторым «я». Как сказал Владимир Набоков, прочитав рукопись: «Обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга».
Я очень боялась разочарования. Но в первые же минуты театрального действа онлайн, это ощущение несоответствия между текстом и игрой актеров, которого я так опасалась, пропадает само по себе. Грань между печатным словом и словом, произнесенным артистом, стирается. Благодаря ли окошкам ZOOM, разным мизансценам дома у актеров — в комнате, в кухне, в туалете? Их блестящей игре и филигранной работе режиссера Павла Городницкого, который адаптировал книгу для постановки? Музыке композитора Алексея Сапрыкина и мастерству видео и звукорежиссеров, операторов дронов, всех двенадцати актеров? Все они добились удивительного эффекта — слаженности и видимости взаимодействия персонажей друг с другом. Параллельно и вместе. Как у Саши Соколова. Через окошки ZOOM. Книга «Школа для дураков», как оказалось, с ее нелинейным временем и множеством пространств, идеально подходит под такую новую театральную форму.
А главное, режиссеру удалось осовременить роман без ущерба оригиналу — прочитать и показать так, что в тексте вдруг обнаруживается масса перекличек с абсурдом сегодняшнего дня. Опыт онлайн-спектакля, не записи, а живого спектакля, поставленного в ZOOM и показанного «живьем» на YouTube-канале — первый в мире. Впрочем, «Белорусскому свободному театру» к этому не привыкать. Его руководитель Николай Халезин сказал мне, что их труппа первой стала ставить и спектакли по Скайпу. То была, конечно, вынужденная мера: режиссеры находятся в Лондоне, а театр — в Минске. Созданный благодаря Скайп-режиссуре спектакль «Собаки Европы» этой весной театр должен был приехать на лондонские гастроли в Барбикан, но помешала эпидемия.
Но всё не напрасно. Благодаря карантину на наших глазах родилась совершенно новая театральная форма, онлайн-театр. Николай Халезин считает, что даже после того, как традиционные театры (те, что выживут после экономической рецессии) возобновят свою работу, новый опыт театра в ZOOM останется и будет развиваться. Это потребует совершенно нового подхода, который Николай уже применяет у себя в проектк: каждый участник процесса должен уметь не только играть, режиссировать или оформлять спектакли. Все должны уметь делать всё. В этом, по словам Халезина, залог успеха театра будущего, который сейчас вынужден соревноваться не только со своими традиционными конкурентами, но и с таким явлением, как Netflix.
Спектакль «Школа для дураков» в июне будет транслироваться в прямом эфире YouTube по четвергам.
18.00 BST
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…
Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…
Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…
Когда: 29 января, 19:30Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough Street, London, W1F 7HL «Борис» Дмитрия…