Марат Гельман — известный галерист, коллекционер и арт-менеджер — продолжает серию онлайн-выставок на ZIMAMagazine. Сегодня в фокусе внимания художница из Лондона Ника Неелова.
В 2005 году я делал выставку «Россия-2» в музее Челси в Нью-Йорке и несколько выставок в галереях, — такая была «параллельная программа». Мега-выставке в музее Гуггенхайма, которую курировала, кстати, нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова, а открывали президенты двух стран. Интерес к русскому искусству был большой. Какое оно? Чем отличается? Именно там, вынужденный постоянно объяснять вот эти отличия русского от американского и европейского, я задумал выставку «Русское Бедное», которая в результате в 2008 году превратилась в целый музей ПЕРММ и спровоцировала целый «пермский период» в моей жизни.
Успех выставки в России был обусловлен тем, что она стала ответом на мнимую альтернативу: многие были уверены, что искусство либо «русское», либо «современное». Ну то есть, если русское — то традиционное, если современное — то космополитичное. «Русское Бедное» показала: вот вам очень русское и очень современное .
«Русское Бедное» достаточно скоро из выставки превратилось в контекст. Мы собирали искусство созданное из нехудожественых, дешевых, бросовых материалов. Работы таких художников, как Кошляков, Полисский, Гутов, Флоренский, Козин, Бродский, Сокол, Кадырова, Карина, Желудь. Я в него постоянно включал новых художников. Пользовался любым случаем. И вот, когда я курировал фестиваль «Русское Зарубежье», в файле «русского Лондона» я увидел работы из угольного порошка. Работы из обоженных дверных наличников. Но они, надо признать, все-таки отличались от «Русского Бедного». Это была Ника Неелова. Она, конечно, ни о каком русском и вообще национальном контексте не думала, но я ее пригласил с выставкой в Пермь. Вот что она сама говорит об этом опыте:
Очень часто мои работы начинаются с того, что я нашла на свалке, помойке, достала откуда-то и принесла с улицы. Продлевание жизни и материальность вещей — то, что всегда присутствует в моей практике на подсознательном уровне. Я очень редко что-то выбрасываю, потому что мне всегда кажется, что все можно приспособить, переделать. Материалы мои стерты в пыль, потом пыль опять перетерта в пыль, потом из нее создается скульптура, которая опять стерта в пыль. «Русское бедное», я думаю, во мне заложено генетически.
РАЗГОВОР С НИКОЙ НЕЕЛОВОЙ
Художественные манифесты, как изложения идейно-эстетических принципов, меня всегда привлекали с исторической точки зрения. На мой взгляд, для любого художника это очень полезный инструмент для определения своих интересов и перевода своих концепций в лингвистический медиум. В то же время, написание манифеста сопровождается долей детерминизма и определения себя внутри какого-либо направления. Как мне кажется, это вносит ноту статичности в работу. Меня привлекает способность искусства оставаться в движении, реагировать на меняющиеся обстоятельства, быть подрывным в своей среде. Поток никогда не останавливается, поэтому важно быть подвижным и принимать решения исходя из контекста. Цель искусства — противостоять течению времени — сменилась его вариативностью, постоянные коллекции сменились временными кураторскими проектами, семинарами, перформансами, скринингами и так далее. Появилось осознание того, что все вещи переходящи и изменчивы; контекст их существования предвидит их возможное исчезновение. Что меня привлекает в искусстве, так это его способность задавать нужные вопросы, которые отражают состояние мира, в котором мы живем. Когда художники впитывают бесконечный поток информации, пропускают его через себя, и выпускают новый, отредактированный поток.
Этот вопрос часто встает у меня при создании новых проектов. Я стараюсь брать начало от того, что уже существует. Для меня важно продолжение линии, а не создание абсолютно нового из ничего. Важен диалог с кем-то или с чем-то во времени. Часто я использую предметы, которые нахожу в домах на снос, на барахолках, на архитектурных аукционах. Они уже прожили свою жизнь и сослужили цель, для который были предназначены. В процессе превращения в скульптуру, они обретают новую. Избавляются от прежнего значения. Мне интересно находить новые смыслы, которые скрыты в этих предметах изначально. Они могут быть визуальными, эстетическими. Я стараюсь раскодировать их и перекодировать в новое существование. Поэтому в моих работах очень часто появляется циркулярность: даже в тех проектах, которые не основаны на старых предметах, я очень часто использую осколки предыдущих скульптур или пыль из мастерской. В этом процессе нет ни начала, ни конца, это фрагмент течения жизни, которые я выделяю и углубляюсь в его рассмотрение.
Моя изначальная идея — это избавление предмета от своей функции. Если взять менее апоцентрический подход, в котором нет иерархии взгляда человека как главного, а поставить на равноценную планку все существующие виды на планете, включая предметы, то уже не думаешь о взаимодействии с точки зрения функции. Это представление мечты предмета: как бы он хотел развиться вне своего функционального существования?
Например, перила несут очень определенную функцию: поддерживать баланс человека при движении вверх и вниз по лестнице. Освобождаясь от нее, они становятся абстрактными портретами пространств, из которых они были взяты. Полностью вынимая человека из уравнения, можно рассматривать предметы как абстрактные объекты и фокусироваться на интеракции с пространством, в котором они выставлены.
С другой стороны, видна история взаимодействия с человеком: когда ты подходишь ближе, видно, что поверхность, за которую часто хватались, стерта ладонями. Я когда-то прочитала, что перила, при соприкосновении с ладонью, сохраняют небольшие части кожи, ДНК человека — то есть они несут в себе ДНК тысяч людей, которые соприкасались с ними за период их истории. Таким образом создается коллективный портрет людей и самого предмета.
Я пытаюсь найти точки пересечения между человеческим телом, в котором я непосредственно нахожусь, и окружающим его пространством. Это изначальная точка практически всех моих проектов. Пространство интересует меня и в архитектурном смысле (как созданное человеком для человека) и в более абстрактном (как пространство этой земли, с которой все началось).
В каждом своём проекте я стараюсь углубиться в эту тему и найти точку пересечения между телом, физическим пространством и землей как таковой. В зависимости от проекта, я пытаюсь разрабатывать стратегии, благодаря которым я могу подойти к этим вопросам с разных сторон: в результате человеческое тело я зачастую достаю из самой работы, остается только тот пробел, который им оставлен. В работе с перилами это отпечаток человеческих ладоней.
Я использую подход обратной археологии: вместо того, чтобы, рассматривая найденные предметы, представлять себе человеческую историю в прошлом, я погружаюсь в процесс воссоздания предметов и придумывания человеческой истории. Это как обратное движение. Этот метод я использую не только для скульптур, в новых проектах я как раз ищу новые медия.
Мне кажется, что периоды проще определять ретроспективно. Когда находишься внутри и в процессе, это менее ясно. Конечно, хочется видеть эволюцию и взросление в практике, но иногда, возвращаясь к каким-то зачаткам старых идей, я поражаюсь их непосредственности и свежести. Мне кажется, что в этом смысле важна идея цикличности, движения по спирали. С обретением некой зрелости взгляда появляется стремление к минимализму, к лаконичности, к упрощению структур. Это движение к упрощению меня стимулирует, так как оно открывает новую глубину, перспективы и возможности. Мне интересна этика производства объектов в мире перенаселенным предметами, взаимодействие людей и предметов через сопоставление повседневной жизни с глубоким геологическим временем.
Мои скульптуры часто основаны на материальных процессах, связанных с переводом существующих объектов в другие медиумы, перекодированием их смыслов, изменением их внутренних структур и освобождением объектов от их значения. Мой интерес в этом направлении частично вызван угрозой надвигающейся экологической катастрофы, влиянием неконтролируемой человеческой силы на мир, иллюзией безграничного материального изобилия и сосредоточенностью на взаимозависимых отношениях между человеческими телами и созданной человеком среды. Я ищу точки пересечения между человеческим телом, архитектурой пространства, и окружающей средой. Через рассмотрение и воссоздание артефактов, объектов, руин, мои работы находятся в поиске альтернативной человеческой истории в мире, который предшествует, включает в себя и превосходит наш текущий. Мне интересны взаимодействие людей и предметов через сопоставление повседневной жизни с глубоким геологическим временем. Мои скульптуры часто основаны на материальных процессах, связанных с переводом существующих объектов в другие медиумы, перекодированием их смыслов, изменением их внутренних структур и освобождением объектов от их значения. Мой интерес в этом направлении частично вызван угрозой надвигающейся экологической катастрофы, влиянием неконтролируемой человеческой силы на мир, иллюзией безграничного материального изобилия и сосредоточенностью на взаимозависимых отношениях между человеческими телами и созданной человеком среды.
Сейчас меня привлекают междисциплинарные и коллаборативные проекты, в совмещаются скульптура, инсталляция, звук и текст. Десять лет тому назад, в свои 20 лет, я переехала в Лондон. Меня вдохновляла энергия нового города, причастность к группе интереснейших однокурсников, мне хотелось исследовать многочисленные направления в скульптуре, мне казалось что передо мной открыты безграничные возможности. Конечно, многие иллюзию исчезли при столкновении с реальностью. Но те годы, несомненно, были формативными. Они включали в себя много препятствий, которые нужно было преодолеть, чтобы подготовится к этому очень странному миру.
Помимо влияния периодов формирования личности, меня также интересует зависимость художественного произведения от условного материально пространства. Меня восхищает, как изменяется суть работы в контексте различных кураторских проектов, как каждый проект инструментализирует все выставленные произведения искусства, заставляя их служить новой сформулированной цели. Такие элементы, как дневной свет, звук, архитектура пространства, посетители, теряют свою автономию и начинают служить созданию иного контекста, включающего в себя случайность и обстоятельства, и видоизменяющего все составные части. Поэтому с каждой новой выставкой даже работы, произведенные много лет назад, обретают новый, иногда неожиданный, смысл.
Мне хочется верить, что по моим работам можно определить природу моих интересов, их истоки, референсы и направления. В наше время границы исчезли, мир открыт и культурное наследие — это то что каждый несет в себе. Я стараюсь отстраниться от рассмотрения себя по национальному признаку в пользу более универсальных способов мышления. Я считаю, что форматирующий и формирующий контекст превосходит чьи-то истоки. Окружающий мир очень влияет и физически внедряется в креативный процесс, никто не существует в вакууме и работы, в той или иной мере, являются ответом на то, что происходит вокруг. По моим проектам легко рассмотреть их причастность к английской арт-сцене, взаимодействия со средой Лондона, преодоления его препятствий и работы вокруг его ограничений (труднодоступность и стоимость материалов, большие расстояния и очень маленькие пространства, а также иногда отсутствие дневного света, отопления и проточной воды в мастерской).
Оглядываясь на годы жизни в России, я вижу, как я впитала там ностальгию по трагичному глубокому прошлому, которое порой ощущается с большей интенсивностью, чем жизнь в настоящий момент. Я чувствую ценность памяти как средства от ненадежной и переменчивой истории. Передо мной часто возникает неразрешенный вопрос наследия и меня всегда тянет к корневым структурам, источникам, основаниям, предкам, этимологиям, как к исследованию скрытой стадии в большей фазе развития. Это большой этап моей жизни, который имеет огромное значение и до сих пор оказывает на меня влияние. До Лондона моя жизнь складывалась из переездов: каждые пять лет была новая страна, новые люди, новый язык, новое начинание. Моя привязанность к архитектуре развилась как механизм выживания в постоянно меняющейся среде. Тесно изучая пространства и их архитектурные особенности, я привыкала к новым жизням. Позже эта черта проявилась во многих работах, например, в серии Lemniscates я использую перила двух этажей лестниц, которые я нахожу в домах под снос. Оставаясь статичными, но всегда имея направление, перила соприкасаются с рукой и ведут из одного места в другое. Эта синергия кожи и дерева обозначает прямую связь между человеком и зданием и свидетельствует о непрерывности, которая проходит через человеческое тело, архитектуру и пространство. Старые деревянные перила были изготовлены более ста лет назад вручную и провели следующее столетие, взаимодействуя с другими руками. В своей новой абстрактной форме, они позволяют представить движение невидимого человеческого тела в пространстве.
Это один из ранних проектов, который я сделала в первые свои годы «профессиональной» жизни в Лондоне, попытка стать частью этого города через архитектуру, через предметы, которые я находила. Через эти люки в викторианские времена доставляли уголь в подвалы домов. Это как секретный вход в дом. Все эти люки я собрала по пути в мастерскую из своего дома, и все они отлиты из угольной пыли.
Был еще паркет, который я нашла в одном из домов под снов: это была попытка воссоздать часть истории, воссоздать гипотетические руины из архитектурных пространств, которые существуют или существовали в Лондоне. А первая работа, которую я сделала (она была на выставке Новых Сенсаций, потом в Саатчи), была основана на языках колоколов, которые я одолжила у Whitechapel Bell Foundry. Это самая старая литейная мастерская в Европе, где были когда-то отлиты все колокола в Англии, включая Big Ben. Ее больше нет: это как один фрагмент истории, который я смогла воссоздать на короткое время и сохранить. Это способ сближения с городом.
Трудно ответить: список меняется по мере развития и изменения моих интересов и в зависимости от того, где я нахожусь в моей жизни. Одно постоянное присутствие в этом списке было бы Андрея Тарковского, его фильмы были со мной на разных этапах. Многократно пересматривая «Сталкера» и «Ностальгию», я всегда в них нахожу что-то для себя новое и важное. Из современных художников хотелось бы назвать Pierre Huyghe, который разбил парадигму стандартной выставки через создание вымышленных персонажей и полноценных экосистем. Его работы включают в себя объекты, фильмы, фотографии, рисунки, ритуалы на границе реальности и вымысла. Он глубоко расширил параметры скульптуры через создание альтернативных развивающихся миров, в которых зрители сталкивается с живыми существами и варьирующей средой, которая может казаться провокационной и навязчиво красивой.
Martin Boyce, чей сложный закодированный скульптурный язык позволяет находить многочисленные смыслы в окружающих объектах. Меня очень интересует его исследование модернистского дизайна и, в частности, как время повлияло на наше понимание объектов дизайна. Carol Bove — работая в мультимедийной практике, она создает инсталляции архивных объектов, собранных из личного опыта, литературы, истории искусства и природы. Phillida Barlow, своего рода, культурная институция в одном лице. На протяжении десятилетий она учила в Slade, после окончания преподавательской деятельности, в возрасте шестидесяти лет, ее практика пережила некий взрыв, работы стали больше, ярче, смелее. Меня всегда восхищала непосредственность и явная сила ее скульптуры, она великолепна и неудержима.
Еще одна яркая личность лондонской арт сцены, Anne Hardy, которая тоже преподавала в Slade на протяжении одного триместра. Ее работы непрактичны и необычны и сочетают в себе много странных элементов. Она превращает выставки в чувственные пространства посредством архитектурных преобразований, использования звука и света. Еще я очень люблю работы Елены Поповой. Мне очень близки ее видение и эстетика. Когда-то давно, мы учились у Олега Шейнциса в Ленкоме, потом обе оказались в Лондоне и в один год окончили магистратуру, она в RCA, а я в Slade. После этого мы неоднократно вместе участвовали в групповых выставках в Лондоне, например в галерее Saatchi и в «Новых Сенсациях». В 2017 году мы организовали проект Seventeen, который показали в Москве, Бирмингеме, Копенгагене и, в завершении тура, в Mimosa House в Лондоне с куратором Daria Khan.
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…