Кристина Вазовски живет в Лондоне и делает сразу 5 подкастов (хотя, на самом деле, еще больше), которые входят в топ Apple. В ближайшее время она планирует представить крупный совместный проект с сервисом знакомств Badoo и совершить очередную революцию в мире русскоязычного подкастинга. В интервью ZIMA Magazine Кристина раскрыла несколько секретов создания успешного шоу.
В 2018 году Кристина Вазовски записала первый эпизод подкаста «Это провал» — еженедельного шоу о ситуациях, в которых что-то пошло не так. Сейчас девушка вспоминает, как волновалась в тот день: «Часть своих реплик я переозвучивала постфактум, потому что у меня ужасно дрожал голос. Во время записи я даже не понимала, хорошо или плохо у меня получается. Это был абсолютно новый опыт».
Вторым стал подкаст о профессиональной индустрии «Кристина, добрый день!», третьим — «Извини, что голосовым» о современном диджитал-этикете. Позже появилось шоу «К тебе или ко мне?» в соавторстве с психологом Егором Егоровым про секс, байки и неловкие истории. Сейчас Кристина ведет сразу несколько проектов: среди них есть и авторские, и коммерческие. Кроме того, она запустила свой собственный продюсерский центр и курс, чтобы помогать начинающим подкастерам.
Кристина Вазовски,
создательница и ведущая подкастов
Подкасты в России появились довольно давно. Несколько раз волна популярности то приходила, то куда-то исчезала. И только примерно 2-3 года назад индустрия возродилась вновь. Вероятно, что подкастинг стал популярен среди русскоязычных пользователей благодаря крупным игрокам, в том числе «Медузе», которая запустила собственные проекты на аудиоплатформах. У них уже была хорошая площадка, большое количество слушателей, и это дало, своего рода, толчок к развитию подкастинга в нашей стране.
Думаю, что рост популярности подкастов, который мы наблюдаем сейчас — это только начало. Нам есть куда расти. Уровень русскоязычных шоу пока что уступает европейским и американским. В первую очередь потому, что их выходит намного меньше. Вот и кажется, что крутых проектов не хватает.
Об интересных форматах
Подкастеры в России только начинают экспериментировать с форматами, в отличие от англоязычных коллег. Например, мне очень нравится шоу Heavyweight. У него интересная концепция: один выпуск — это история из прошлого героя, которая не дает ему покоя. Для того чтобы записать эпизод, продюсеры проводят целое расследование, находят гостей с необычным бэкграундом и разгадывают их тайны. Делают настоящую журналистскую работу, которую потом превращают в качественный саунд-продукт. Русскому подкастингу этого не хватает.
Почему среди русскоязычных шоу такое редко встречается? Причин несколько. Самая главная — качество требует денег, времени и хорошей команды. Сейчас довольно сложно все это обеспечить, особенно если ты только начинаешь развиваться. Фондов и грантов в стране нет. Кроме того, не у всех получается продавать рекламу в подкастах: бренды медленно знакомятся с индустрией и постепенно в нее заходят. Но заработать на подкастинге можно — я в этом убедилась на своем опыте. Просто нужно быть настоящим энтузиастом, чтобы вывести проект на хороший уровень.
Мой любимый подкаст — это всегда последний проект, который у меня выходит. Я обожаю придумывать что-то новое, экспериментировать с форматами и проверять гипотезы. Поэтому, наверное, и веду несколько шоу одновременно.
О первых цифрах и не только
Начать записывать подкаст можно с нулевым капиталом. В целом, для этого достаточно иметь айфон и уметь пользоваться диктофоном. Но выпуски придется монтировать самостоятельно. Размещать их можно на бесплатных платформах, а после — следить за первыми цифрами и получать обратную связь. Это особенно волнительно. И, конечно, приятно, если тебе пишут: «Послушала твой подкаст. Это очень круто! Спасибо». В моем случае фидбэк появился уже в течение месяца после запуска шоу. И я подсела на него, как на дофаминовую иглу: постоянно ждала реакции слушателей.
Сейчас я веду и авторские, и коммерческие проекты. Один из последних называется «Я вас слушаю». Мы сделали его совместно с сервисом по подбору психологов Alter. В нем всего 6 эпизодов, поэтому работа над подкастом уже полностью закончена. Каждый эпизод — это реальная запись сессии терапевта и его клиента. Конечно, мы сохранили анонимность пациентов, благодаря чему можно совершенно открыто наблюдать за прогрессом (или отсутствием) развития их личных историй.
Подкастинг — это моя постоянная работа. У меня в команде работает 9 человек. Они помогают монтировать записи, писать анонсы, искать гостей и выкладывать готовые эпизоды в сеть. Поэтому на каждый подкаст я трачу намного меньше времени, чем это было в самом начале. Больше сил и энергии уходит на то, чтобы придумать новое шоу.
О том, с чего начать
Занятия со своими студентами я всегда начинаю с работы над внутренними страхами и обозначениями их ожиданий. Мы честно формулируем, зачем нужен подкаст. Это очень важно, чтобы не остановиться на полпути. Только потом начинаем придумывать идею и упаковывать ее в определенный формат. Сложный этап — работа с технической составляющей. Далеко не все начинающие подкастеры умеют брать интервью, задавать правильные вопросы и монтировать записи.
Большинство подкастов на русском языке сделаны в формате интервью. Во-первых, их хорошо слушают. Во-вторых, это понятно. Кроме того, с их помощью относительно легко набрать себе хорошую аудиторию. С одной стороны, это хорошо, а с другой — говорит о том, что каждый подкастер должен находить свежий подход, чтобы чем-то удивить слушателей.
Я очень люблю подкасты выпускников курса и в русскоязычном пространстве слушаю в основном их. Из последнего потока мне понравились проекты «Вещь не в себе» и «Трудовая аудиокнижка». А вообще мои студенты выпустили больше тридцати подкастов — ими я действительно горжусь.
Подкасты, которые стоит послушать
Фото: Катя Никитина/ Коллаж: ZIMA Magazine
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…