Несколько столетий назад люди боролись со скукой довольно странными способами. Короли и аристократы кутили на балах, жадно наблюдали за рыцарскими турнирами и сожжением ведьм. В XVI веке в Англии появилась новая забава, так называемые «sideshow» или «цирк уродов», где выступали артисты с физическими отклонениями. Рассказываем, как это было.
Исторические заметки говорят, что цирки уродов стали невероятно популярны во времена правления Елизаветы I. И вот что удивительно: королева-девственница всю жизнь носила маску благочестивой набожной леди, но была не прочь посмеяться над несчастными бедняками, с которыми природа сыграла злую шутку. Если раньше люди с физическими отклонениями воспринимались как дурное предзнаменование от самого дьявола, то в 1550-х они скорее вызывали любопытство. Тем более их можно было посадить в клетку, закидывать камнями и использовать в качестве придворных шутов.
Местные предприниматели загорелись новой идеей — путешествовать по свету и коллекционировать таких уродцев, чтобы потом показывать их монархам и даже крестьянам за небольшие деньги. Первыми «звездами» стали сиамские близнецы, а именно человек по имени Лазарус Коллоредо, чей брат рос прямо из его торса вниз головой. В начале 1640-х годов «дуэт» выступал перед королем Чарльзом I, вызывая интерес в придачу с холодным потом и мурашками. Лазарус не мог говорить — издавал только невнятные звуки, похожие на мычание и кашель. Из Англии знаменитость отправилась прямиком к Людовику XIV, который пришел в неописуемый восторг от «скрепленных» джентльменов и подарил им мушкетерское звание. Однажды братья чуть не были казнены за приступы агрессии и непреднамеренное убийство, но были освобождены и прожили до 1667 года. Кстати, Лазарус женился, и у него даже родилось двое абсолютно здоровых детей.
Два столетия спустя цирк уродов пережил второе рождение благодаря «величайшему шоумену» Финеасу Тейлору Барнуму. Бывший редактор желтой газеты «Глашатай свободы» отсидел срок за клевету и неправдивые новости, а после сосредоточился на коллекционировании уродцев. С чего все началось? На праздновании своего 25-го дня рождения во время беседы с закадычным другом Коли Бертрамом, Финеас узнал, что некий мистер Р. В Линдсей зарабатывает тем, что показывает публике 150-летнюю рабыню-афроамериканку Джойс Хет. Воодушевленный Бертрам выкупил старушку, гастролировал с ней по всем штатам, а после ее смерти устроил публичное кровавое вскрытие. Когда «главный источник дохода» отправилась на тот свет, Финеас приобрел Американский музей Скуддера со всеми экспонатами, переименовал его и нанял в качестве смотрителя лилипута Чарльза Страттона, который развлекал гостей. А дальше прогремел долгожданный успех. Финеас начал в агонии искать уродцев по всему свету, организовал передвижной цирк Барнума и в 1845 году отправился в Англию по приглашению королевы Виктории.
Лондонская публика была в предвкушении, несмотря на то, что вдоволь нагляделась на диковинных существ и людей еще в начале XIX столетия. Например, в 1822 году все от мала до велика глазели на безмолвную русалку, которую японские моряки продали одному англичанину. Существо совсем не напоминало прелестную морскую деву, скорее оно было похоже на полурыбу с пришитой обезьяньей головой. Эту историю прекрасно интерпретировала британская писательница Имоджен Гермес Гауэр в книге «Русалка и миссис Хэнкок».
Немного раньше конкуренцию обездвиженной русалке составляла Саарти Баартман или, как ее прозвали в народе, «Готтентотская Венера». Девочка родилась на юге Африки и жила припеваючи, пока колонисты не вторглись во владения ее племени и не продали ее фермерам с континента. Однажды в этот дом прибыл английский врач Уильям Данлоп, увидел бедра иностранки и был шокирован. Саарти, как и многие готтентотки, отличалась стеатопигией — повышенным отложением жира на бедрах и ягодицах. При этом все остальные части тела остаются стройными, а поясница сильно прогибается. Данпол убедил девушку подписать с ним контракт на выступления в «Человеческих зоопарках», популярных среди низших слоев населения. Британцы приняли расовую особенность за «прекрасное уродство», смеялись над женщиной с «раздутыми» бедрами, но при этом платили неплохие деньги. Через четыре года общественный интерес к дикарке угас. Данпол продал ее какому-то французу, который эксплуатировал Саарти, подсадил ее на алкоголь и наркотики и заспиртовал, когда несчастная скончалась от сифилиса.
Лондонцы в свою очередь переключили свое внимание на другого человека — Леонарда Траска, который обезобразился из-за ряда несчастных обстоятельств. Мужчина родился в Англии в 1805 году. В возрасте 28 лет он упал с лошади и заработал искривление позвоночника, а еще спустя 7 лет выпал из экипажа, получив множество переломов. Врачи не могли помочь Траску, так что последующие годы позвоночник продолжал искривляться, и в итоге нос Леонарда уткнулся ему в грудь. Он лишился зрения и зарабатывал на жизнь, демонстрируя свою странную особенность на публике до самой смерти.
И вот 20 марта 1845 года в Лондон приезжает цирк Барнума, культивируя у британцев новый вид досуга. Первыми на сцену вышли сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. Мальчики родились в 1811 году в семье бедного китайского рыбака. Слава об уродцах дошла до короля Рамы Второго, который включил их в совет делегации и брал в заграничные поездки, чтобы поразвлечь гостей. Позже они заключили контракт с британским бизнесменом и антрепренером Робертом Хантером, гастролировали по Европе, сбежали в Америку, получили гражданство и присоединились к труппе цирка Барнума. К моменту лондонских гастролей Чанг и Энг женились на сестрах Саре и Аделаиде из маленького городка Вилксборо, родили 22 детей и до Первой мировой войны жили вполне себе счастливо.
Некоторые источники говорят, что на лондонских гастролях Барнума также выступали «мальчик с песьей мордой» Федор Евтищев, татуированный человек Капитан Костентенус и великанша Анна Свон. На самом деле они присоединились к труппе гораздо позже.
В июне 1845 года цирк Барнума вернулся в Америку, но у британцев появилась новая знаменитость — Джозеф Меррик по прозвищу «Человек-слон». История этого джентльмена весьма печальна. Джозеф родился в 1862 году в Лестере. Еще в детстве у него проявились нарушения развития, в результате которых конечности неестественно увеличились, кожа стал бугристой, а речь невнятной. Юность Меррика прошла в мучениях от боли, ему приходилось терпеть постоянные нападки, поэтому в зрелом возрасте Джозеф выставлял себя в качестве живого экспоната в Лондоне. Накопив немного денег, мужчина отправился в Европу, где его ограбили и избили до полусмерти. Вскоре он вернулся в родную Англию. Больной, подавленный и без гроша в кармане Джозеф отправился прямиком в Лондонскую клинику. Человек-слон просил не лекарства или еды — он хотел уединиться и умереть в тишине. В декабре 1886 года председатель той самой больницы Фрэнсис Карр-Гомм отправил в «Таймс» письмо, где поведал историю Человека-слона, который проживал у них на чердаке. Вот строки из этого письма:
«Хотя его наружность столь ужасна, что женщины и слабонервные, увидев его, в страхе бегут, и он лишен возможности зарабатывать на жизнь обычным способом, Меррик высокоинтеллектуален, может читать и писать, обладает спокойным, деликатным, если не сказать утонченным умом…. Может ли кто-нибудь из ваших читателей посоветовать подходящие место, где его приняли бы? Сейчас больница переполнена, и я не могу позаботиться об этом человеке…».
Редакция «Таймс» немедленно опубликовала письмо, которое получило отклик со стороны множества людей. Они присылали письма, деньги, подарки, книги и угощения и помогли Меррику остаться в больнице еще на несколько лет вплоть до своей кончины.
Так, к 1890-м году цирки уродов потеряли актуальность в глазах британской публики. Возможно, на это повлияла трагическая история Человека-слона, но скорее всего — развитие медицины. Доктора выявили причины многих отклонений в развитии и пришли к выводу, что уродство не имеет ничего общество с демонами. Общественное любопытство сменилось жалостью, поэтому больше никто не хотел платить деньги за столь негуманное развлечение.
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…