Сейчас актрисы театра и кино — их обаяние, шарм и бархатный голос — вызывают у публики своеобразный коктейль восхищения и зависти. Им подражают, но никогда не признаются в этом. Сегодня мы расскажем, как развивалась профессия актерского мастерства на территории туманного Альбиона, и вспомним самых ярких представителей большой сцены.
Монолог о развитии театрального искусства достоин целой диссертации, учитывая то, что изначально его воспринимали не как полноценный род деятельности, а баловство и даже поклонение дьяволу. В средневековой Англии существовал даже тематический фестиваль под названием «Майские игры» — ритуальные празднества в честь прихода весны, где восхвалялись подвиги Робин Гуда и его удальцов.
Чуть позже получили распространение жанры церковной драмы — мистерия и моралите, в которых отчетливо проявились свойственные англичанам вкус к юмору и яркие переживания. Любимым персонажем религиозных аллегорических пьес был веселый обжора и пьяница Грех, один из предков шекспировского Фальстафа. Даже в эпоху Возрождения английский театр, в отличие от театров других европейских стран, не порвал с прошлым. Эхо богобоязненного Средневековья все еще «гудело» в ушах драматургов и членов труппы.
В связи с этим главным табу было присутствие на сцене женщины, так как это противоречило нормам морали и нравственности. Представьте сами — для некоторых пьес нужно было облачаться в провокационные открытые костюмы, так что даже самая благопристойная дама в глазах народа становилась бы женщиной с низкой социальной ответственностью.
Леди, мечтающие играть на сцене, шли на хитрость. Либо переодевались в мужчин перед прослушиванием, либо присоединялись к бродячим театрам, где исполняли роли молодых любовниц, ведьм или же просто выполняли акробатические трюки. Женские прятки от моралистов и служителей церкви закончились лишь в XVII веке, когда в 1660 году в Англию вернулся Карл II.
Он долгое время находился в ссылке во Франции и собственными глазами видел, как талантливые мадемуазели декламируют сонеты со сцен ведущих театров. Недолго думая, Карл разрешил англичанкам играть, если они этого так страстно желают.
Правда, и актрисы, и публика очень долго привыкали к нововведениям, поэтому отношение к «нимфам сцены» было довольно потребительским. Аристократы с доверху наполненными кошельками устраивали соревнования, кто быстрее сможет уговорить актрису на интимную связь.
Так, известные актрисы того времени — Нелл Гвин, Молль Девис и Барри — славились не только своей великолепной игрой и женскими прелестями, но и опекой влиятельных покровителей.
Элинор (Нелл) Гвин выросла в борделе, была неграмотной и продавала апельсины в театре. В 14 лет она дебютировала на сцене в качестве актрисы, причем к этому времени Нелл уже занималась проституцией. Благодаря красивому кукольному личику и природному очарованию она довольно быстро стала успешной комедийной актрисой и завоевала симпатию самого короля Карла II Английского. Несмотря на все пикантные нюансы, Нелл отличалась скромностью и не пыталась использовать страсть монаршего любовника в целях обогащения. В первый год их знакомства король выделил фаворитке 4000 фунтов и несколько имений, но девушка раздала половину подарков бедняками. Она родила Карлу двух прекрасных малышей и, отказавшись от дворянского титула, вернулась на сцену. Перед смертью король попросил своего младшего брата следить, чтобы Нелл ни в чем не нуждалась, однако судьба решила иначе. Мисс Гвин перенесла эмболию и оказалась прикованной к постели, пока в возрасте 37 лет не умерла от второго удара.
История Нелл Гвин затронула сердца современников, но для того, чтобы люди начали отличать актрис от куртизанок, требовалось немало времени. До Викторианской эпохи актрисам нередко поручали выступать с чтением эротических каламбуров, намекающих на скандальную хронику.
В XVIII столетии, когда на театральных подмостках Франции и Испании главенствовал классицизм, Великобритания наслаждалась мещанской драмой Джорджа Лилло и Эдуарда Мура. Революцию произвел актер Дэвид Гаррик (1717–1779), который осуществил ряд реформ в области постановки спектаклей и организации труппы. С его подачи театр стал полноправным воспитателем общества. Образ актрис также поменялся в лучшую сторону.
Основу крупнейших британских театров начала XIX столетия составляли пьесы Шекспира с достоверными историческими декорациями, народными костюмами и обилием технических эффектов. Позже репертуар расширился пьесами Оскара Уайльда, который невозмутимо эпатировал интеллигенцию курением на бис и высмеивал все, над чем можно посмеяться.
Идеалом женщины на большой сцене считалась Сара Бернар. Французская актриса, перенесшая туберкулез в раннем детстве, была неприлично худой девушкой с фарфоровой кожей, черными кудрями и взглядом с поволокой. После успешных выступлений в «Комеди Франсез» она гастролировала по всей Европе и несколько раз играла в лондонских спектаклях, показывая, что называется, «мастер-класс». Местные актрисы равнялись на Сару, в особенности Минни Эшли и Глэдис Купер.
Первая родилась в Америке и выступала между Бродвеем и Лондоном, а вот вторая начинала карьеру именно в родной Англии. Глэдис родилась 18 декабря 1888 года в Лондоне, и была одной из трех дочерей Чарльза Уильяма Фредерика Купера и Мэйбл Барнетт. На театральной сцене девушка дебютировала в 1905 году во время гастролей мюзикла «Колокольчики в сказочной стране». В последующие годы она беспрерывно участвовала в различных английских театральных постановках, позировала для ателье и журналов, а в 1940-х сбежала в Голливуд.
Ранние фото Глэдис можно увидеть в Национальной портретной галерее в Лондоне. Актриса с пышными косами, собранными в «греческую» прическу, смиренно смотрит в объектив без намека на улыбку. Но в этом молчании есть что-то неземное и прекрасное.
В Эдвардианскую эпоху самой красивой театральной актрисой признали девушку по имени Лили Элси. Она часто делала перерывы в своей профессии, прошла через несчастный брак, но стала самой фотографируемой красавицей своего времени. Будущая звезда родилась в 1886 году в семье портнихи и театрального служащего, так что неудивительно, что, еще будучи ребенком, она выступала на подмостках варьете и мюзик-холлов, исполняя детские роли. За кукольное личико и чрезмерную застенчивость режиссеры прозвали ее «Маленькая Элси».
Когда Лили подросла, ее импресарио Джордж Эдвардс отправил актрису к известному британскому модельеру Люсиль, чтобы та придумала ей запоминающийся образ. Дизайнер сделала акцент на оригинальных шляпах, муслиновых платьях с вышивкой и аксессуарах в турецком стиле. Слава не заставила себя долго ждать. После исполнения роли в лондонской оперетте «Веселая вдова» Франца Легара в 1907 году Лили проснулась знаменитой. Открытки с ее портретом разлетелись по всей Европе. Отчасти успешную карьеру подпортил брак с сыном текстильного магната Джоном Яном Баллахом, который морально давил на супругу, в результате чего она впала в сильную депрессию. После развода в 1930 году Лили работала в домах престарелых и санаториях и умерла в одиночестве в возрасте 76 лет.
Начиная с 1960-х годов красота актрис театральной сцены не уравнивалась конкретным образцом. Критики и публика в первую очередь обращали внимание на талант девушек. Например, Мэгги Смит прославилась ролями Виолы в шекспировской постановке «Двенадцатая ночь» и Золушки. Тильда Суинтон вошла в труппу Королевского шекспировского театра в Стратфорде и гастролировала вместе со знаменитыми актерами Гари Олдманом и Кеннетом Брана. А хохотушка Эмилия Кларк, играя в театре роли глупеньких девушек, пробилась в Голливуде к заветным драматическим ролям.
А ведь все начиналось там… В закулисье английского театра.