О плюсах и минусах обучения в частной школе в Великобритании, а также о том, как пандемия повлияла на их деятельность, рассказала руководитель по академической работе компании Anglia Education Consulting Татьяна Лизогуб.
Школьное образование в Англии обязательно для всех детей от 5 до 16 лет. Большинство ребят начинают обучение уже в возрасте 4 лет в подготовительном классе (Reception). Правда, учеба в нем скорее напоминает пребывание в детском саду.
Но уже с младшей школы ребята начинают изучение английского языка, литературы, математики, естественных наук, иностранных языков, искусства. В старшую школу ученики переходят в возрасте 11 или 13 лет и учатся там до 16. С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к государственным экзаменам по 9–12 выбранным предметам и в конце сдают экзамен GCSE. После этого они могут начать работать или продолжить обучение. Если школьник хочет в дальнейшем получать высшее образование, то с 16 до 18 лет он готовится к поступлению в университет: по окончании курса углубленного изучения трех или четырех предметов сдаются государственные экзамены A-Levels (Advanced Level Qualifications).
Как правило, иностранные ученики поступают в школы Британии в 11—13 лет. Это дает им возможность подготовиться к освоению программы GCSE, которая, в свою очередь, является основой для успешной учебы на уровне A-levels.
Стоимость обучения в частной школе-пансионе в Великобритании в среднем составляет около 12—13,5 тысяч фунтов стерлингов в триместр (в учебном году три триместра). Кроме того, придется потратиться на визовые сборы, авиабилеты, трансферы, текущие расходы. Итого нужно рассчитывать примерно на 40 000 фунтов год.
Частные школы довольно сильно отличаются друг от друга.
Есть подходящие для академичных и амбициозных ребят. В качестве примеров таких школ можно привести Eton College, Harrow School, Winchester College (для мальчиков), Wycombe Abbey School, Cheltenham Ladies College (для девочек), Wellington School и Radley College (смешанные школы).
Но даже самые академичные школы отличаются между собой: например, в Eton College будут лучше себя чувствовать гибкие, творческие, социально активные ребята с нестандартными взглядами на жизнь. А в Harrow School понравится прямолинейным усердным ученикам.
Кроме того, есть много школ, не столь известных иностранцам, но имеющих очень хорошую репутацию и уважаемых среди самих англичан. Например, Rugby, King’s и Stowe.
Выбирая школу для своего ребенка, нужно учитывать, что не всем подходит строго академичное образование. Например, у талантливого музыканта или спортсмена не обязательно будут способности к точным наукам. Есть много школ, которые уделяют особое внимание комфорту ребят, развитию их индивидуальных талантов.
Важно, чтобы школа нравилась ребенку, и он сам хотел в ней учиться. Татьяна отмечает, что во время визитов, экзаменов или интервью не только школа выбирает учеников, но и они — школу. Приезжая в учебные заведения с детьми и их родителями, сотрудники Anglia Education Consulting обращают внимание клиентов на детали, о которых, порой, не найдешь информацию в рекламном буклете.
Одним из хороших способов познакомиться с тем, как живут и учатся британские студенты, может быть и учеба на краткосрочных языковых курсах, проводимых летом на базе школ-пансионов или университетов. Имея наработанные связи с организаторами долгосрочных и краткосрочных курсов для детей и взрослых, Anglia Education Consulting может помочь подобрать наиболее интересные варианты в зависимости от запросов и потребностей студента.
Многие родители оказываются в замешательстве, сталкиваясь с требованиями школ-пансионов назначить опекуна для ребенка на время учебы в британской школе.
Действительно, согласно британскому законодательству, у иностранных ребят младше 18 лет, родители которых не проживают в Великобритании, должен быть образовательный опекун, с которым школа будет связываться по любым вопросам, связанным с их учебой, здоровьем и благополучием.
Но, кроме того, в новой школе у ребенка могут возникнуть проблемы, в связи с которыми ему будет жизненно необходима поддержка человека, который понимает как менталитет иностранных детей, так и британских педагогов.
«Некоторые опекуны предлагают, например, 10 часов работы в триместр за фиксированную сумму. У меня, в принципе, в голове такое не укладывается. На решение одной проблемы может уйти весь день, — удивляется Татьяна. — Я бы охарактеризовала подход Anglia Education Consulting так: «Мы делаем для ваших детей то, что вы бы хотели сделать для них, но у вас на это нет времени». У родителей есть личные или карьерные желания и обязательства, а учеба ребенка — большой долгосрочный проект.
Поэтому многие из ребят, которых мы устраиваем в школы, затем остаются у нас на опекунстве. Мы знаем ситуацию изнутри, так как неоднократно бывали во всех школах, в которых учатся наши подопечные, а за время работы компании их было уже более 400 человек. Кроме того, мы часто посещаем школы во время индивидуальных визитов с клиентами, а также приезжаем туда самостоятельно для общения с руководством учебных заведений».
Совершенно естественно, что в новой языковой и культурной среде ребята испытывают определенные трудности. Их не получится избежать — это естественный процесс адаптации, но можно минимизировать, учитывая типичные сложности.
Из практики работы Anglia Education Consulting Татьяна выделает следующие основные проблемы учеников из русскоязычных стран, начинающих свою учебу в частных английских школах:
1. Страх совершить ошибку. Многие ребята, попадая в британские школы, отличаются сильным страхом совершить ошибку. Они боятся признаться в испытываемых сложностях, например, с усвоением материала, и часами самостоятельно занимаются по вечерам, разбираясь с тем, что осталось непонятным на уроке. А ответ на вопрос может занять много времени, потому что дети по несколько раз обдумывают, что хотят сказать. Из-за подобного перфекционизма даже очень сильных ребят в британской школе могут посчитать пассивными.
У британцев же есть мнение, что ошибки — это важная часть обучения. Так, например, в мотивационном письме школьников для поступления в университет (а компания также помогает и с поступлением в топовые британские вузы) приветствуются рассказы абитуриентов о неудачных экспериментах, которые, тем не менее, не остановили исследование и позволили сделать определенные выводы.
2. Страх попросить о помощи. Это относится не только к учебе, но и к социальной жизни. Для ребенка переезд в другую страну — это новая жизнь в другой системе координат. Они не всегда знают куда идти, могут не понять, чего от них ожидают. Поэтому поначалу ребята могут забыть о каком-нибудь семинаре, мероприятии. В такой ситуации нормально попросить одноклассников или учителей о помощи, однако ребятам из русскоязычных стран часто бывает сложно это сделать.
Русскоговорящие школьники редко обращаются за психологической помощью, даже если у них появляются серьезные проблемы или требуется поддержка в связи с событиями в личной жизни. Так, были случаи, когда у девочек развивалась анорексия. Они скрывали это от родителей, и помочь им удалось, только когда работники школы забили тревогу.
В частных школах есть и специалисты, готовые поддержать детей с трудностями в обучении — достаточно лишь обратиться. Так, в России думают, то дислексия — это «черная метка» на всю жизнь. В Британии педагоги просто признают отличие ребят с этой особенностью от других детей и учат их использовать свои сильные стороны, чтобы компенсировать слабые. Кроме того, к дислексикам здесь относятся с пониманием, например, дают дополнительное время на экзаменах.
3. Наивная самоуверенность. Тинэйджеры часто думают: «Я все знаю, я самый хитрый». Если телефоны запрещены — они втайне заведут второй и будут обмениваться сообщениями после отбоя. Учителя быстро вычисляют хитрецов. То же касается и списывания.
4. Несамостоятельность. Это может относиться как к младшим, так и старшим детям. Малыши иногда не могут толком объяснить, что им нужно: им холодно, жарко, они хотят есть или пить. Был случай, когда малыш даже не умел сам открывать бутылку с водой, потому что до момента переезда в школу-пансион в этом просто не возникало необходимости.
Старшие дети часто не умеют определять приоритеты и планировать свой день. В России родители окутывают детей в «кокон безопасности», а потом удивляются, что в старшей школе или в университете их чада не могут нести ответственность за свои действия, не справляются с учебной нагрузкой.
5. Незнание академического английского. Для социализации и общения важен уровень владения английским языком. Ребенок попадает в новую страну, в новую обстановку, и хороший английский поможет быстрее преодолеть дискомфорт. Для успешной учебы одинаково необходимы как разговорный, так и академический английский. Особенно это важно для предметов, где много терминологии.
Татьяна советует иностранным ребятам, планирующим в дальнейшем учебу в британских школах, прежде всего оценить уровень знаний английского. Четко понимая ожидания и требования британских школ к поступающим, если необходимо, Anglia Education Consulting может помочь и с подготовкой к поступлению с тьюторами.
6. Проблемы в общении с одноклассниками. Если ребенок общительный и легко находит со всеми общий язык, он, скорее всего, сможет подружиться и с англичанами. Если нет — возможны варианты.
«В моей практике была девочка, которая не хотела общаться с англичанами, несмотря на все их попытки с нею подружиться и усилия педагогов. Она относилась к британцам немного высокомерно. В итоге девочка вернулась в свою страну», — рассказывает Татьяна.
Нередко сложности с общением возникают у детей, которые находились в очень комфортной среде в своей родной стране. Ребята ментально остаются дома и никак не могут принять факт переезда. На продолжительность привыкания влияют многие факторы: возраст ребенка, его отношение к новой школе, то, где живут родители, и как они сами воспринимают Великобританию.
7. Английская вежливость. Туманность формулировок британцев может завести в тупик не только детей, но и их родителей. Чтобы выразить свое недовольство, британцы сначала сделают пару реверансов, потом скажут, что им не нравится, и в финале приправят это комплиментом. Ни дети, ни родители часто не понимают критику, выраженную в такой форме. Поэтому опекунам приходится объяснять, что английское «вашему ребенку пошла бы на пользу более активная работа на уроке», указанное в школьном отчете, означает «ваш балбес совершенно пассивен, он не готовится к занятиям, отреагируйте срочно».
Чтобы у детей не возникало серьезных проблем, важно, чтобы они доверяли родителям и делились сомнениями, а родителям, в свою очередь, нужно доверять школе. В команде каждого учебного заведения есть учителя, которые отвечают за академическую часть, и есть отдел pastoral care — люди, которые отвечают за комфорт, благополучие и психологическое состояние студентов. В доме-пансионе вместе с ребятами проживают houseparents: housemaster в домах для мальчиков и housemistress в домах для девочек. Они могут брать на себя менторскую поддерживающую функции. Помогают им в этой работе matron — человек, который заведует хозяйственным обеспечением дома, отвечает за аптечку с лекарствами. Очень часто именно к matron дети приходят за поддержкой и добрым словом — особенно малыши.
В сложных ситуациях ребятам помогают психологи. Они разрешают конфликты между учениками, например буллинг, и знают, как грамотно нормализовать обстановку.
Если у учеников столько трудностей, зачем же тогда вашим детям частная школа? Почему они так популярны среди обеспеченных родителей? Вот несколько причин:
— студентов учат думать, работать с информацией, применять теорию на практике, аргументировать свою точку зрения и уважать позицию оппонента;
— постепенная специализация, когда студенту с техническим складом ума не приходится одновременно изучать также и гуманитарные науки;
— отличная индивидуальная поддержка талантливых и академически сильных детей: им дают индивидуальные задания, переводят в более сильные учебные группы, дают возможности для развития творческих и спортивных способностей;
— активность обучения. Например, преподаватель на уроке политики может спросить у студентов, что они думают о недавней речи премьер-министра. Во многих школах на уроках биологии в летнем триместре дети изучали вирус COVID-19;
— развитие социальных навыков, самостоятельности. Ребят учат работать в команде, быть частью сплоченного коллектива, поддерживать одноклассников как в неудачах, так и в победах;
— учителя относятся к ученикам, как к равным;
— развитие творческих качеств. Творчество — это не только музыка или искусство, но и, например, способность решить задачу по математике нестандартным способом;
— развитие лидерских качеств. В английской школе постепенно расширяются границы дозволенного, но в тоже время растет ответственность ребят за принятые ими решения;
— насыщенная спортивная программа: спортивные занятия проводятся практически каждый день, а многие школы-пансионы гордятся своими спортивными комплексами, теннисными кортами и игровыми площадками;
— волонтерство: младшие школьники в сопровождении сотрудников школы посещают дома престарелых, старшие — помогают с учебой ребятам из соседних государственных школ. Уже с младшего возраста дети учатся доброте и заботе о пожилых, а также о тех, чьи возможности ограничены;
— широкая программа кружков и мероприятий (например, танцы, творчество, музыка, дизайн и технологии, кодирование), путешествия по Великобритании и в другие страны, организованные различными академическими отделами школы;
— дети проводят много времени на свежем воздухе, во многих школах (особенно за пределами Лондона) своя обширная территория, где ребята на практике изучают лес, разные виды птиц, учатся правилам безопасности и выживания в природных условиях.
Пандемия не застала частные школы врасплох. Некоторые из них уже на следующий день после официального закрытия полноценно работали в режиме онлайн. Серьезных сокращений в учебной программе не было и не планируется, однако могут быть внесены незначительные изменения. Например, в этом году, при необходимости, ученикам будет достаточно просто наблюдать, как преподаватель проводит лабораторные тесты, вместо того, чтобы самим проводить их в парах, как это было раньше. Внесут ли эти поправки — будет известно в августе.
Цены тоже почти не изменились. Топовые школы заполнили свои места на будущий год еще в декабре — январе. Учебные заведения меньшего масштаба или те, где высок процент иностранных студентов, становятся более гибкими. Некоторые маленькие школы закрылись. Хорошие новости — учреждения с большим количеством спонсоров начали предлагать больше финансовой поддержки своим ученикам.
Приезжающим из стран, не внесенных в список «безопасных коридоров», придется по прибытии в Англии провести две недели на карантине. Здесь есть несколько вариантов: некоторые школы предоставляют место для самоизоляции на своей территории, другие просят, чтобы ребенок проводил карантин у знакомых. Во втором случае может помочь опекун.
Кроме того, в новом учебном году будут ужесточены санитарные правила. Учеников ожидает регулярное измерение температуры, тестирование на COVID-19 и социальное дистанцирование.
Если у Вас остались какие-либо вопросы касательно поступления в британские учебные заведения, Вы можете связаться с Татьяной или ее коллегами в Anglia Education Consulting по телефону +44 77 1232 4163 или по электронной почте director@angliaeducation.co.uk
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…