Джерри Миллер публикует вторую часть своих путевых заметок из путешествия по английскому региону Котсволдс. Начало истории можно прочитать здесь.
ДЕНЬ 2, СТРАТФОРД-НА-ЭЙВОНЕ — БРОДВЕЙ
В Стратфорде вполне можно провести целый день, а то и несколько: здесь пять домов-музеев, связанных с Шекспиром и церковь Троицы, где он похоронен. Собственно, весь город живет памятью о своем великом сыне — так, возможно, и в Ливерпуль бы мало кто заезжал, если бы не «Битлз». Я направил свои стопы в два реже всего посещаемых дома-музея: в коттедж жены барда Анны Хэтэуэй и на ферму его матери Мэри Арден, где все сельхозработы проводятся методами XVI века.
Ну а затем можно посетить Уорикский замок, настоящий средневековый: в XV веке — ключевой, в разгар Войны Алой и Белой роз, а ныне — владение лондонского Музея восковых фигур мадам Тюссо. До него от Стратфорда на машине — полчаса.
Дальше на моем пути на юг — самые впечатляющие сады Котсуолдса: сады поместья Хидкот (Hidcote Manor Garden).
Их создал в 1907—1930 годах садовод-любитель и эксцентрик Лоуренс Джонстон. Весь комплекс состоит из серии так называемых «садовых залов», соединенных между собой коридорами-анфиладами. Джонстон не использовал архитектурные и скульптурные вкрапления, свойственные классическим садам Франции и Италии. Основной акцент сделан на ботанику. Тут ест «Сад с ручьем», «Красный бордюр», «Белый сад».
В расположенных буквально через дорогу от Хидкота садах Кифтсгейт Корт (Kiftsgate Court Gardens) невероятное разнообразие роз. Лучшее время для них — начало июля. Там же любители садового искусства найдут живописные каскадные сады.
***
И вот я въехал в большую деревню Бродвей, по мнению многих — самую красивую в Котсуолдсе. Она определенно необычна тем, что состоит из одной широченной улицы (это и есть тот самый Broadway — «широкий путь») и отходящих от нее многочисленных переулочков. Золотой век Бродвея приходится на XVII—XIX века, когда он стал важнейшим пунктом остановки дилижансов, следовавших из Лондона в Уэльс. Отсюда обилие гостиниц и пабов — в прошлом постоялых дворов. Среди них самый известный и колоритный — «Лигон Армс» (Lygon Arms), в котором в свое время останавливались сначала король Карл I, а позднее его архивраг Оливер Кромвель. Сегодня это стильная гостиница с отличным рестораном, бассейном и спа.
В Бродвее есть музей мебели знаменитого английского мебельщика первой половины ХХ века Гордона Рассела, старинная церковь, небольшой торговый центр с коммерческими галереями искусства и ювелирных изделий. Однако я решил отвести остаток дня на восхождение к Бродвейской башне, стилизованной под Средние века, но построенной местным аристократом в 1789-м году. Тропинка, ведущая к башне, начинается прямо с главной улицы Бродвея, кольцевая прогулка занимает примерно час. На башню можно подняться (за небольшую входную плату) и в ясную погоду полюбоваться потрясающим видом на тринадцать графств. В башне несколько лет прожил один из китов художественного движения прерафаэлитов — Уильям Моррис, здесь его навещали блистательные друзья Эдуард Берн Джонс и Данте Габриэль Россетти. Тут они все вместе рисовали и рассуждали о будущем Англии.
Навещали Бродвей и другие писатели и художники. Американец Генри Джеймс назвал Бродвей и местность вокруг него «доведенной до совершенства старой английской сельской традицией». Бродвей имеет и другие связи с миром искусства и литературы. Здесь появилась на свет замечательная картина из коллекции лондонской галереи Тейт — «Гвоздика, лилия, лилия, роза» Джона Сингера Сарджента, британского художника американского происхождения, параллельного и по времени, и по стилю Репину и Ренуару. Сарджент начал писать это полотно, когда гостил у своего друга-художника, живущего в Бродвее, взяв за модель его дочь.
***
Вечером второго дня путешествия — если бы он был средой — я бы отправился на ужин в соседнюю с Бродвеем деревню Миклтон (Mickleton), где в этот день недели в гостинице Three Way House собирается группа эксцентриков — «Клуб поклонников английского десерта» (Pudding Club). Заседания клуба открыты для всех желающих-сладкоежек: после аперитива с самим Пуддингмейстером вам предложат легкую трапезу, за которой последует семь смен традиционных десертов, таких как рулет с джемом (jam roly-poly), «пятнистая утка» (spotted duck — бисквитный торт с изюмом) или рассыпной яблочный пирог с заварным кремом (apple crumble with custard).
Поскольку этот день средой не был, я отправился на ужин в отличное фиш-энд-чипс кафе Russell’s в центре Бродвея, о чем нисколько не пожалел.
Фото: VisitEngland
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…