Комментарии

Илья Гончаров. «Остров Роз»: Netflix покажет фильм об «итальянском Силенде»

9 декабря на Netflix выходит фильм «Остров Роз» (Rose Island, в оригинале — L’Isola delle Rose) об одной несбывшейся анархистской утопии: Республике острова Роз, которую итальянский инженер Джорджо Роза попытался создать в Адриатическом море. Рассказываем, что это за республика.

Конец 1960-х в западном мире выдался революционным: бунтовал Париж, заразивший духом протеста остальной Западный мир, в США протестовали против войны во Вьетнаме, и появился Вудсток, в Британии — Гластонбери, везде на Западе — сексуальная революция. Неспокойно было и в соцлагере: восстала Прага и разбудила диссидентское движение в Москве.
В этой обстановке бунта не обошлось и без новых утопических проектов — малых по размеру, но грандиозных по дерзости замысла.

Мало кто не знает свободный город Христианию, который появился в 1971 году в Копенгагене. Было и другое, не менее знаменитое квазигосударство Силенд, которое возникло в 1967-м на заброшенной морской платформе в нейтральных водах у берегов Великобритании. Но куда меньше люди знают историю Республики острова Роз, которая недолгое время просуществовала в Адриатике в 11 километрах от итальянского города Римини.


В отличие от Силенда (который на правах неуловимого Джо существует до сих пор, выпускает паспорта, монеты, почтовые марки и прочую сувенирку), Республика острова Роз у берегов Италии просуществовала всего несколько месяцев, после чего была ликвидирована итальянскими властями. История о ней стала местной легендой, которую дедушки и бабушки города Римини рассказывают своим внукам. И вот теперь Netflix решил рассказать ее всему миру.

Все началось с того, что итальянский инженер Джорджо Роза решил построить в море платформу. Площадь поверхности платформы составляла всего 400 квадратных метров, она держалась на стальных столбах и располагалась в 11 километрах от береговой линии, в нейтральных водах. Сделал он это на свои средства и открыл там ресторан, ночной клуб, сувенирный магазин и даже почтовое отделение. 24 июня 1968 года платформа объявила, что является независимым государством с названием Insulo de la Rozoj («Остров Роз» на эсперанто, который был объявлен официальным языком новоиспеченного государства). Инженер Роза был провозглашен ее президентом.

Проект с самого начала привлек внимание газетчиков, и Роза моментально прославился среди революционно настроенной молодежи, протестовавшей против насилия и искавшей свободы и радости. Итальянские власти, в отличие от британских, такого самоуправства терпеть не стали и отправили на платформу карабинеров. Им не понравилась не столько чужая независимость, сколько то, что Роза, по их мнению, собирался привлекать в свою республику туристов и не платить налогов. Звучали и опасения по поводу того, что платформа Розы представляет угрозу для национальной безопасности: а ну как инженер- анархист договорится с Советами и будет подкармливать их атомные подлодки?

Возмущенные граждане республики отправили телеграмму (кому — не ясно до сих пор, судя по всему — правительству), в которой выразили озабоченность насильственными действиями соседней страны. Но соседняя страна телеграмму проигнорировала. Закончилась история Республики острова Роз в феврале 1969 года ее полным уничтожением: итальянские военные взорвали платформу динамитом. Сам инженер прожил после этого еще почти 50 лет и умер в 2017 году, напоследок успев встретиться с создателями будущего фильма и поведать им подробности этой удивительной истории.

Продюсер фильма Маттео Ровере рассказал в интервью «Би-би-си», что история Розы — «это история о свободе и стойкости, с которой он сопротивлялся давлению правительства. Он не хотел сдаваться. В 1960-е годы по закону было так, что если ты находился в более чем шести милях от берега, то это была ничья территория, и ты мог делать все, что хотел, прямо как на Луне. И поэтому он построил остров невероятно сложной конструкции. Он сделал это с четырьмя своими друзьями и небольшой группой рабочих за шесть месяцев. Он сам изобрел технологию, по которой он это делал, и был очень ею горд. Когда мы с ним беседовали, ему было не очень интересно рассказывать саму историю, но о технологии он говорил с куда большим воодушевлением».

Техническая сложность замысла Джорджо Розы стала понятна, когда создатели фильма попытались воссоздать конструкцию для съемок. У них долго не получалось реализовать идею инженера, даже несмотря на то, что они монтировали платформу в бассейне на Мальте, а не в открытом море.


Сын Розы Лоренцо тоже рассказывал в интервью «Би-би-си», что его отец был инженером до мозга костей: «Он был очень четким, дотошным человеком, и при том очень организованным. Инженером в самом немецком смысле этого слова. За исключением одной маленькой сумасшедшинки, которая и привела его к идее построить платформу за пределами территориальных вод и объявить ее государством, что сделало его князем анархистов».

Новый фильм Netflix рассказывает о создании этого удивительного сооружения и борьбе инженера с итальянским Левиафаном, который пытался и заставить его силой отказаться от проекта, и даже пытался его купить — но все без толку. Он продолжал настаивать на том, что не нарушает закона и нет никаких оснований уничтожать его платформу. И был очень огорчен, когда платформа все же была взорвана (потом он получил еще и счет от правительства на 11 миллионов лир — £5200 в переводе на тогдашние фунты).

Останки конструкции по сей день покоятся на дне Адриатики. Однажды команда дайверов исследовала место, где стояла платформа, и смогла поднять со дна один из кирпичей. Они преподнесли его инженеру в подарок с надписью: «Дайверы Римини почитают за честь вернуть мечтателю фрагмент его мечты».

Фото: Netflix

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

2 дня ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

3 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago