Досуг

Джерри Миллер. Два слова в защиту Барда

Высосанные из пальца «открытия» об авторстве Шекспира потому и популярны, что их как доказать, так и опровергнуть трудно. Об этом человеке известно действительно мало. А что вы хотите? Он был простолюдином и жил более 400 лет назад. Ведь даже в знаниях об английской королеве того времени Елизавете I полно пробелов. Однако свидетельств о жизни Барда достаточно, чтобы в общих чертах проследить его судьбу и доказать его гениальность. Не сохранилось ни одной его рукописи, лишь подпись под купчей на аренду дома в Лондоне, хранящейся сегодня в музее Британской библиотеки. С портретами Шекспира тоже неразбериха: то и дело появляется новый. Но далеко не все, даже преуспевающие люди, в те далекие времена тратили время и деньги, чтобы часами позировать художникам, как правило иностранцам, и оставить о себе визуальную память.

Легенды об авторстве Шекспира существовали еще во времена самого Барда, в основном распространяемые его завистниками и конкурентами. В новое время они сначала обрели популярность в американских салонах XIX века, а позднее также и на московско-питерских кухнях XX-го. В 2011 году на экраны вышел голливудский фильм «Аноним» (Anonymous), развивающий теорию о том, что на самом деле все писал некто Эдвард де Вер, граф Оксфордский. В американском рейтинге IMDb фильм набрал 6.9 баллов из 10, в российском «Кинопоиске» — 7.6, а вот британские кинокритики разнесли этот фильм в пух и прах. Обратите внимание на имя автора сценария: Джон Орлофф. Ну, просто американо-российский антишекспировский заговор.

Лет тридцать назад за вопросы авторства Шекспира взялись феминистки. Помню, американский журнал National Geographic, опубликовал статью, в которой выдвигалось предположение, что все шекспировские пьесы и сонеты написала женщина. Мол, так хорошо женскую психологию, как это отражено в работах Барда, мужчина попросту знать не может. Собственно, особенно удивляться не следует: сейчас некоторые доказывают, что и Иисус Христос на самом деле был женщиной. Хорошо, что пока очередь не дошла до Александра Македонского или Юлия Цезаря. 

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд был страстным поклонником творчества Шекспира, неоднократно цитировал драматурга в своих трудах, использовал для демонстрации своих положений шекспировских персонажей, но сам в авторство Шекспира не верил, о чем открыто говорил. Обратите внимание, что почти во всех вышеперечисленных случаях «страдают сомнениями» не англичане, а иностранцы. 

Я это к тому, что ни один британский шекспировед серьезно не сомневается в том, что Шекспир существовал и написал большую часть своих произведений. Для этого попросту надо хорошо знать английский контекст эпохи позднего Возрождения и стилистические особенности английского языка, которые в далеких иностранных краях непонятны. Да, на высшем уровне обсуждается вопрос о том, что Бард некоторые из своих ранних пьес писал в содружестве с друзьями и коллегами, такими как Кристофер Марло или Джон Флетчер. Но ни престижа, ни денег в этом занятии тогда не было. Приличный по тем временам капитал Шекспир сколотил не на том, что писал сонеты и пьесы, а на том, что был совладельцем двух лондонских театров — «Глобуса» и «Розы» — на входной плате. Да и вообще, никаких пьес он не писал, а, сидя в таверне с друзьями, по вечерам строчил гусиным пером на отдельных листочках монологи для каждого из актеров и потом раздавал эти листочки. То есть цельного текста пьесы не было. При жизни Шекспира вместе была собрана лишь половина его пьес: их издали в малом формате, в основном для служебного пользования актеров и владельцев театров. Все сонеты были опубликованы при жизни Барда, однако полное собрание его драматургических произведений увидело свет лишь через семь лет после его смерти благодаря друзьям и коллегам, собравшим все клочки бумаги, которые им удалось найти. Но об этом в следующий раз.

Национальная гордость тут, конечно, тоже имеет значение. Среднему англичанину выслушивать сомнения в отношении Шекспира столь же странно, как россиянину, скажем, узнать, что в солидных исследованиях, опубликованных в США, четко доказано, что Пушкина на самом деле не было, а все сочинил некий граф Пупкин, придумавший себе африканское прошлое и построивший фиктивный дом-музей в Михайловском, чтобы замести следы. В таких случаях хочется задать вопрос: «А зачем он все это делал?» В попытках ответить на подобные вопросы «сомневающиеся» забираются в еще более непроходимые дебри объяснений.

Популярных аргументов против авторства Шекспира множество. Один из важнейших состоит в том, что малообразованный провинциал Шекспир не мог иметь гигантский для своего времени словарный запас. Не мог он, мол, и детально писать о средневековых английских королях и римских императорах. Между прочим, Бард закончил начальную школу (средней тогда не было), где его обучали латыни и древнегреческому языку, так что он в детстве читал в оригинале «Метаморфозы» Овидия, откуда позаимствовал многие сюжеты. Любой историк скажет вам, что Шекспир в своих исторических драмах невероятно исказил факты, и учить историю по пьесам Шекспира, таким как «Ричард III» или «Макбет», никак нельзя. Граф Оксфордский вряд ли бы наделал столько ошибок. 

Если же говорить о гениальных самоучках, то можно в той же английской традиции найти хорошие примеры. Отсутствие высшего образования не помешало Уинстону Черчиллю написать многочисленные научные исследования и получить Нобелевскую премию по литературе. А Диккенс? Тоже выходец из провинциального городка и полностью самообразованный. 12-летним мальчишкой Диккенс вынужден был бросить школу и работал долгие часы на фабрике по упаковке гуталина. Но разве кто-нибудь сомневается в том, что именно Диккенс написал «Записки Пиквикского клуба» или «Дэвида Копперфилда»? Конечно, нет, но было это всего 150 лет назад, а не в XVI веке, когда Европа выбиралась из дремучего Средневековья, как в случае с Шекспиром.

Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании

Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365

Джерри Миллер проводит виртуальную прогулку «Все, что вы хотели знать о Британском парламенте» 19 января и 26 января, а также «Лондон и Англия Шекспира» 9 февраля и 16 февраля.

Джерри Миллер

Джерри Миллер – профессиональный лондонский экскурсовод самой высокой в Великобритании категории «Blue Badge» - «cиний значок». Живёт в Лондоне 26 лет. Джерри пишет статьи и рассказы в жанре вояжной литературы. Автор многочисленных публикаций на темы путешествий в изданиях США, Великобритании и России на русском и английском языках. Он много лет проработал в Русской службе Би-Би-Си, составлял и вёл пользовавшийся большим успехом радиожурнал путешествий по Британским островам «Травелог». В прошлом редактировал путеводители по Лондону издательства «Lonely Planet» на английском языке. Ныне работает постоянным рецензентом самого престижного лондонского справочника ресторанов «Harden’s». Действительный член британского Королевского географического общества. Директор частной специализированной фирмы путешествий по Британским островам "Английский Клуб".

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

2 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

2 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

3 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

4 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

5 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

5 дней ago