Культура

Джерри Миллер. Фолиант на все времена

Независимо от многомиллионной стоимости, культурное значение этой толстенной шекспировской книжищи трудно переоценить. Она издана через семь лет после смерти Барда двумя его друзьями-актерами — Джоном Хемингом и Генри Конделлом, которые были полны решимости донести до будущих поколений творческое наследие драматурга. В итоге в канон вошли 36 пьес, из которых 18 до этого никогда не публиковались. Так, если бы не эти двое, мы никогда не смогли бы насладиться такими шедеврами, как «Двенадцатая ночь», «Макбет» или «Юлий Цезарь». 

Один из пяти экземпляров первого фолианта пьес Шекспира на аукционе.

На титульном листе этого издания значится: «Комедии, хроники и трагедии мистера Уильяма Шекспира», а также помещен портрет автора, заказанный у английского гравера фламандского происхождения Мартина Друшаута. Друшаут с Шекспиром вряд ли когда-либо встречался и, видимо, скопировал изображение с другого портрета, который не сохранился. Так или иначе, хорошо знавший Барда драматург Бен Джонсон заявил, что портрет весьма похож на оригинал, так что образ человека в дублете с кружевным воротничком и залысиной, стал, наверное, самым популярным изображением Шекспира. 

Folio («фолиант») означает в переводе с латыни «во весь лист». Издания такого формата были дорогими и обычно предназначались для особо важных книг, таких, как Библия. До выхода в свет «Первого фолио» половина пьес, вошедших в него, уже были изданы в формате кватро — в половину фолио, примерно соответствующего размерам издания в мягком переплете, paperback нашего времени. Несолидный кватро обычно предназначался для служебного пользования, для актеров и драматургов.

Во времена Шекспира автор пьес сначала делал черновую рукопись (foul copy). Затем он или его помощник переписывал все начисто (fair copy), включая сценические и суфлерские пометки. Пиратства в те времена в театральном мире было хоть отбавляй — актеры и драматурги копировали работы конкурентов зачастую с черновиков или записывали со слов других актеров, так что перед Хемингом и Конделлом стояла чрезвычайно трудная задача собрать только законные и чистовые варианты всех пьес. А половина из них, как я упоминал, ни в каком виде не публиковались. На руку этим двоим было то, что они за годы работы в «Глобусе» исполняли многие шекспировские роли и хорошо знали авторский стиль.  

Памятник актерам Джону Хемингу и Генри Конделлу во дворике церкви St Mary Aldermanbury в лондонском Сити. Установлен в 1896 году. Под бюстом Барда — «Первый фолио».

Издавать «Первый фолио» выпало на долю отца и сына Уильяма и Айзека Джаггардов. Им для этого потребовалось два года. В конечном итоге получилось свыше 900 страниц.    

Точно неизвестно, сколько именно экземпляров «Первого фолио» было отпечатано в 1623 году, предположительно, от 750 до 1000. До наших дней сохранились 235 экземпляров, и время от времени обнаруживают все новые. Так, в 2014 году библиотекарь города Сент-Омер на севере Франции отыскал один среди кипы английских книг. В 2016-м другой экземпляр был найден в поместье Маунт-Стюарт на острове Бьют в Шотландии. Самое большое собрание «Первого фолио» хранится в Вашингтоне в Шекспировской библиотеке Фолджера (The Folger Shakespeare Library) — 82 штуки. Американский нефтяной магнат Генри Клей Фолджер и его супруга Эмили были буквально помешаны на всем, что связано с великим Бардом, и начали коллекционировать шекспировский фолиант в 1889 году, а позднее основали вышеупомянутую библиотеку. 

12 экземпляров хранятся в токийском университете Мэйсэй, остальные рассеяны по музеям и библиотекам разных стран мира и частным коллекциям. Я регулярно любуюсь с моими туристами «Первым фолио» в Шекспировском центре и доме-музее в Стратфорде. Именно в предисловии к этой книге Бен Джонсон использовал фразу о Шекспире, ставшую крылатой: «Он принадлежит не одному своему веку, но всем временам!»

Вы спросите меня: «А почему вы не рассказываете нам о теориях, что не Шекспир все это писал?» Ответ у меня простой: «Выбросьте всю эту чушь из головы!»

Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании

Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365

Джерри Миллер проводит виртуальные прогулки:

«Все, что вы хотели знать о Британском парламенте» 26 января,  «Лондон и Англия Шекспира» 9 февраля и 16 февраля,
«Тайны лондонского квартала Челси» 2 марта и 9 марта,
«Сердце Англии сказочный Котсволдс» 23 марта и 30 марта.

Джерри Миллер

Джерри Миллер – профессиональный лондонский экскурсовод самой высокой в Великобритании категории «Blue Badge» - «cиний значок». Живёт в Лондоне 26 лет. Джерри пишет статьи и рассказы в жанре вояжной литературы. Автор многочисленных публикаций на темы путешествий в изданиях США, Великобритании и России на русском и английском языках. Он много лет проработал в Русской службе Би-Би-Си, составлял и вёл пользовавшийся большим успехом радиожурнал путешествий по Британским островам «Травелог». В прошлом редактировал путеводители по Лондону издательства «Lonely Planet» на английском языке. Ныне работает постоянным рецензентом самого престижного лондонского справочника ресторанов «Harden’s». Действительный член британского Королевского географического общества. Директор частной специализированной фирмы путешествий по Британским островам "Английский Клуб".

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

2 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

2 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

3 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

4 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

5 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

5 дней ago