Продолжаем добрую традицию и в самом начале года вспоминаем, какие новости обсуждали между собой британцы 50 лет назад.
Словом 1971 года однозначно было «децимализация». Сам по себе переход на десятичные монеты не был судьбоносным событием. Но, поскольку реформа касалась каждого жителя страны от мала до велика, то для обывателя она и была в 1971 году самым заметным событием, затмив беспорядки в Ольстере, грядущее вступление в ЕЭС, космические полеты и происки коммунистов из-за «железного занавеса».
Британия перешла на современную денежную систему одна из последних. Франция и США сделали это еще в XVIII веке, а к концу 1960-х это совершили почти все остальные страны, в том числе бывшие британские колонии (фан-факт: сегодня лишь в двух странах мира не действует десятичная денежная система — это Мавритания и Мадагаскар). До 14 февраля 1971 года все знали, что в одном фунте было 20 шиллингов, а в одном шиллинге — 12 пенсов. Система 1/240, унаследованная от римлян, претерпев разные изменения, дожила до XX века. До реформы британцы также использовали старые названия монет, и любой школьник мог вам сказать, на что можно купить больше сладостей: на два флорина или на три полукроны.
15 февраля все стало «как у людей»: британский фунт навсегда приравняли к 100 пенсам. Старые монеты изъяли из обращения и отчеканили новые, на которых еще много лет, во избежание путаницы, писали не penny и pence, а new penny и new pence.
Решение о переходе на десятичные деньги было принято парламентом еще в 1966 году, причем, по воспоминаниям современников, жарких споров по этому вопросу не возникло. Обсуждение длилось буквально 20 секунд: ни у кого в парламенте не нашлось аргументов в пользу сохранения древнеримской системы. Сам же переход произошел не в один миг, а постепенно. Первые монеты достоинством 50 новых пенсов вошли в оборот еще в 1969 году, заменив банкноты достоинством 10 шиллингов. За ними следовали 20 и 5 новых пенсов. И наконец в 1971 году в оборот были запущены монеты достоинством 1/2 пенса (да, были такие), 1 и 2 пенса. Многие из них гуляют по свету до сих пор.
Интересно, что для того, чтобы обеспечить безболезненный переход на новые деньги, британские банки закрылись на целых четыре дня. Еще интереснее, что не все дореформенные монеты были выведены из оборота. До 1980 года в Британии еще ходили старые шестипенсовики — их оставили «по многочисленным просьбам общественности».
И самое интересное: в Лондоне есть место, где старые дореформенные монеты использовались до начала XXI столетия. Если вы знаете, где именно, напишите ответ у нас в комментариях (мы ничего вам за это не подарим, но будем громко восторгаться вашей эрудицией).
Вооруженное сопротивление повстанцев в Северной Ирландии, получившее потом название Смута (The Troubles), началось еще в конце 1960-х и продолжилось в 1970-х. Год 1971 не стал исключением: ирландские сепаратисты в Дерри продолжили отчаянно сопротивляться британским военным. Крупная стычка, в ходе которой получили ранения десять военнослужащих, произошла в апреле. В июле в Северной Ирландии застрелили двоих повстанцев. В августе прошла серия массовых задержаний, которая обернулась масштабными беспорядками (в том числе резней в Бэллимерфи, пригороде Белфаста. Тогда погибло 11 человек).
Обстановка непрерывно накалялась: в октябре военные, опасаясь, как бы чего не прилетело со стороны Ирландской Республики, стали разрушать дороги, ведущие через границу. В 1971 году число гражданских лиц, погибших в ходе перестрелок между военными и сепаратистами за все время The Troubles, превысило сотню. Сотой в списке жертв стала 14-летняя Аннетт Макгевиген из Дерри.
Конец года был ознаменован взрывом бомбы в Белфасте в баре McGurk’s, в результате которого погибли 17 человек. Это был самый крупный теракт за все годы Смуты. Печально известное «Кровавое Воскресенье», которое унесет жизни 26 ирландцев, произойдет меньше чем через два месяца после теракта в McGurk’s — 30 января 1972 года.
Не стоит забывать, что претензии к британскому правительству в 1971 году были не только у ирландцев. Набирало силу и валлийское сопротивление, которое, к счастью, было не таким кровавым. В 1971 году группа валлийских активистов из Welsh Language Society уничтожила несколько дорожных знаков на английском языке в знак протеста против засилья английского языка. Когда их судили, перед зданием суда в Кармартене собралась большая группа поддержки, которая была разогнана полицией.
Не дремали и террористы из The Angry Brigade — леворадикальной группировки, близкой по духу итальянским «Красным бригадам» и немецкой RAF. В период с 1970 по 1972 год они совершили более 20 терактов, в основном возле зданий банков и посольств.
В далеком 1971 году Маргарет Тэтчер еще не была премьер-министром, а была она министром просвещения и науки. И именно тогда она провела свою знаменитую реформу, отменив бесплатную выдачу молока детям с 7 до 11 лет, оставив бесплатное молоко только малышам и детям из самых бедных семей.
Логика в ее действиях была понятная: большинство родителей сами были в состоянии покупать детям молоко, а сэкономленные деньги было решено направить на академические нужды и на строительство новых школьных зданий. Однако в плане пиара этот шаг был ошибочным. Будущая «железная леди» моментально нажила себе прозвище Thatcher Milk Snatcher и впоследствии признавалась: «Я получила ценный урок. Навлекла на себя максимум политической ненависти за минимум политической выгоды».
В октябре 1971 года в стране был принят закон об иммиграции, ограничивший право на въезд для граждан бывшей империи. Необходимость в этом законе возникла, во-первых, потому, что рост иммиграции из бывших колоний к концу 1960-х стал просто бесконтрольным. А во-вторых, Британия готовилась вступить в ЕЭС и подписала договор, по которому приоритетное право на въезд и трудоустройство в страну получали граждане других стран Сообщества.
Так что если раньше приехать и жить в Лондоне мог любой житель Ямайки, Нигерии или Австралии, то с 1971 года это право надолго перешло к итальянцам, французам и западным немцам. Рост числа трудовых мигрантов резко сократился, и на следующие несколько десятилетий Британия забыла об этой проблеме — до 2004 года, когда в Сообщество (ставшее к тому времени Евросоюзом) вступили сразу десять новых стран, преимущественно Восточной Европы.
Интересно, что второе (выбывание из космической гонки) произошло раньше, чем первое (запуск спутника). Осенью 1971 года Британия запустила первый полностью «национальный» спутник Prospero, созданный и управляемый без внешней помощи и поднятый на орбиту британской ракетой Black Arrow. До 1971 года Британия тоже запускала спутники, но с помощью США. А тут было все свое, родное, и Британия стала шестой космической державой.
Однако уже на этапе подготовки запуска правительство убедилось, что собственные ракеты обходятся стране слишком дорого, и приняло решение в будущем летать на американцах. И с тех самых пор своих ракет Британия не строила.
В 1971 году в Британии политическое убежище получил советский физик Анатолий Федосеев. Его имя не так известно широкому кругу читателей, как имена других русских беженцев и невозвращенцев, однако для советской оборонной промышленности эта потеря была, вероятно, очень болезненной.
Герой социалистического труда Федосеев много лет работал над оборудованием для радиолокационных установок и в разные годы возглавлял целые научные институты, которые это оборудование проектировали. Сами по себе его знания не представляли большого интереса для принимавшей стороны, так как западная наука в этом направлении опережала советскую. Однако Федосеев мог знать частоты, на которых работали советские радиолокационные станции. И мог сдать их британцам.
Сделал он это или нет — неизвестно. В 1998 году в интервью «Огоньку» он рассказывал, что никаких частот он не раскрывал, да и не мог помнить их наизусть. Однако предположил, что советское военное руководство, опасаясь рассекречивания частот, могло полностью сменить все электронное оборудование на всех средствах доставки. Если такое действительно произошло, то ущерб, нанесенный Федосеевым Советскому Союзу, мог исчисляться десятками миллиардов рублей.
Сам физик до конца жизни прожил в Англии в одиночестве, работал на тихой должности в Кембриджском университете, писал статьи в эмигрантскую прессу (сначала обличая социализм, потом капитализм) и до конца жизни боялся вернуться на родину, так как опасался преследования со стороны российских спецслужб.
В 1971 году разыгрался дипломатический скандал между Британией и СССР, в результате которого из страны были выдворены 105 советских дипломатов. Причиной стало банальное предательство: работавший в посольстве резидент разведки Олег Лялин сдал британцам имена советских агентов. Помните, скольких дипломатов выгнали из российского посольства после солсберецкого инцидента? 20! А в 1971 году — 105.
Фото: Legion-media
Как отмечает Андрей Зорин, «Покровские ворота» – это самая «интимная» пьеса Леонида Зорина, потому что…
Имея диагноз клинической депрессии и биполярного расстройства, Алиса фокусируется на теме трансформации творчества и личности…
«Субстанция», The Substance В попытке обрести утраченную молодость 60-летняя ведущая фитнес-шоу «активирует себя» препаратом «Субстанция» –…
Немного истории Bonfire Night — один из самых ярких и известных британских народных праздников, который…
Одним из самых ожидаемых изменений является корректировка ставок Capital Gains Tax (CGT). Нижняя ставка CGT…
Heavy Water: Artwin в Frieze No. 9 Где: Artwin Gallery в No. 9 Cork Street,…