Комментарии

Маша Слоним. Казнить нельзя помиловать: дело Ассанжа

В понедельник судья лондонского Олд-Бейли Ванесса Барайтсер отказала правительству США в иске о выдаче американскому правосудию основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Это важный, но далеко не последний этап в эпопее «США против Ассанжа». 

В задачи британского суда не входило определение виновности или невиновности Ассанжа, он лишь рассматривал правомерность американского запроса. Отказ в экстрадиции, как пояснила судья, основан на том, что у нее нет полной уверенности, что американская сторона сможет уберечь заключенного от суицида, к которому он, по заявлению врачей, склонен. На этом настаивала защита Ассанжа, и судья согласилась, что опасность того, что Ассанж может наложить на себя руки в американской тюрьме, чрезвычайно высока. 

Американская сторона намерена опротестовать это решение британского суда. 

В США Ассанжу предъявлены обвинения по 18 статьям Акта о шпионаже США в том, что он, будучи в сговоре с бывшим военным аналитиком Челси Мэннинг (которую до смены пола звали Брэдли Мэннингом), взломал компьютерную базу Пентагона, обнародовал секретные документы, касающиеся национальной безопасности, и поставил под угрозу жизни агентов, чьи имена содержались в опубликованных документах. 

История WikiLeaks началась чуть больше 10 лет назад. В июле 2010 года основанная Джулианом Ассанжем организация WikiLeaks начала рассылать в газеты и публиковать сотни тысяч секретных военных и политических документов, дипломатических депеш и телеграмм, касавшихся войн в Афганистане и Ираке. С тех пор американское правительство охотилось на Ассанжа, который в 2012 году спрятался в посольстве Эквадора в Лондоне, получил политическое убежище этой страны и провел в посольстве семь лет, пока не был выдворен и вынесен оттуда британскими полицейскими на руках, лишен эквадорского гражданства и помещен в английскую тюрьму за нарушение условий освобождения под залог. 

В США Джулиану Ассанжу, если его признают виновным, грозит многолетнее заключение. Сторонники Ассанжа считают, что его преследование — это покушение на свободу прессы, поскольку публикации WikiLeaks имеют общественное значение. Строго говоря, австралиец Джулиан Ассанж не журналист, он очень способный хакер. Взрывоопасный материал для своих разоблачений он получил от Челси Мэннинг — военнослужащей США, имевшей доступ к базам данных американской администрации, которой Ассанж помог ее взломать, сгенерировав пароль для доступа к секретной информации под чужой учетной записью.

От Мэннинг Ассанж получил базы данных с 400 тысячами отчетов по Ираку и 90 тысячами отчетов по Афганистану, 250 тысяч телеграмм Госдепартамента и еще около 800 аналитических записок о заключенных в тюрьме Гуантанамо. Слитые материалы WikiLeaks в 2010 году сразу же начали публиковать мировые СМИ, такие как британская The Guardian, немецкий Der Spiegel, Al Jazeera и The New York Times. Российские «Новая газета» и «Русский репортер» тоже размещали материалы WikiLeaks. 

В течение нескольких месяцев в 2012 году Джулиан Ассанж вел программу на RT, но сказать, что WikiLeaks совсем ничего не публиковала о России, нельзя. В сентябре 2017 года организация начала сливать документы под шапкой Spy File Russia о том, как ФСБ использует поисковики и биллинги мобильных телефонов питерской компании «Петер-Сервис» для слежки за гражданами. 

От журналистов, занимающихся расследованиями, Джулиана Ассанжа с его WikiLeaks отличает то, что он получал засекреченные документы путем взлома секретных компьютерных баз и размещал их в первозданном виде, без купюр и анализа. В сентябре 2011 WikiLeaks умышленно или по ошибке раскрыла пароль для входа на свой сайт с полными текстами секретных документов. Тогда издания, которые связали себя партнерским соглашением с WikiLeaks и перепечатывали информацию, осудили Джулиана Ассанжа. The Guardian, The New York Times, El País и Der Spiegel выступили с совместным заявлением, в котором обвинили Ассанжа в том, что, называя имена источников информации в тоталитарных и слаборазвитых странах, он подвергает их опасности. Понятие «свобода слова» не означает, что можно публиковать все без изъятий, написали в своем заявлении представители СМИ. 

Тем не менее, журналисты многих изданий сейчас встали на защиту Джулиана Ассанжа, заявляя, что его экстрадиция в США — это покушение на свободу слова. 

Есть соблазн провести сравнение между WikiLeaks и ставшей в последние годы известной своими громкими расследованиями Bellingcat. Но разница между этими двумя организациями в том, что Bellingcat, основанная в 2014 году британским блогером Элиотом Хиггинсом, действительно занимается журналистскими расследованиями, работая с открытыми источниками и анализируя их, в то время как WikiLeaks сливала мегабайты информации, полученные со взломанных секретных баз данных без особого разбора и анализа. 

Конечно, материалы, опубликованные WikiLeaks, имеют огромное общественное значение. Когда-нибудь они станут (и уже стали) источником для серьезных исследований мировых событий первых десятилетий XXI века. А Джулиан Ассанж, как мне кажется, уже наказан, независимо от того, будет он экстрадирован в США или нет и какой приговор вынесет американский суд, если до этого когда-нибудь дойдет. Как сказал поэт: «Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума».

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

16 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

3 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago